Поднимите его с постели в три часа ночи и спросите, сколько надо клонировать импов, чтобы сотня хантеров не сделала их за раз, и… у вас ничего не выйдет. Потому что его в это время в постели нет, он как раз импов клонирует. Или ведет демонов на завоевание эльфийского леса, или во главе танковых дивизий меняет ход Второй мировой войны, или руководит маленькой тропической страной, или же буднично бредет с карабином по узким коридорам, готовый выстрелить во все, что пошевелится. Он — геймер.
Есть старый короткий анекдот: «Была у геймера жена, а потом его интернет-провайдер включил дешевый анлимитед». Когда я рассказал его одной своей знакомой, она предложила исключить из него все, что после запятой, как нерелевантное. «Была у геймера жена». Уже смешно. На самом деле, все несколько сложнее. И еще неизвестно, кто в лучшем (худшем?) положении: тот, кто ушел строить виртуальные цивилизации, когда у него уже была жена (или у нее муж; не стоит думать, что геймерство — болезнь половая, это болезнь эпохи), или тот, кто даже собственное совершеннолетие встречает уже в каком-нибудь Азероте или Норрате; тот, кто еще помнит жизнь без виртуальных миров, или тот, кто в раннем детстве, узнав, что компьютеров когда-то не было, удивленно спрашивает у мамы: «А это… а как же… а как же дети играли?».
Но так или иначе, сегодня они оба ТАМ. И не только они. Там вообще очень многие. Все больше и больше. Индустрия развлечений клепает диски — аж дымится. Пираты тоже не отстают. Игровые приставки по степени популярности соперничают с MP3-плеерами. Серверы для игры через Интернет наращивают мощности, соперничая в скорости с гонкой вооружений, но все равно при попытке входа на один из них то и дело видишь сообщение: «Сервер полон, вы 856-й в очереди». ТАМ уже миллионы человек. И это не поэтическая гипербола, а статистика. Кто все эти люди? Чего им не хватает в реальной жизни? Почему они бегут в нарисованные миры?
1. Пленники хорошего стула
Не надо никуда ехать, пришел с работы, кликнул мышкой — и сколько тебе угодно и пряток, и убийств, и прочего адреналина. И это не кто-то тебе рассказывает, что происходит, нет — ты сам вскинул шотган и идешь по коридору. И если в старых игрушках нужна была еще хорошая доля фантазии, чтобы вжиться в роль, то в нынешних, с их все совершенствующейся реалистичной трехмерной графикой, уже иногда приходится себе напоминать, что это все не по-настоящему. Конечно, есть и экономические игры, и текстовые, но все-таки основной, самый популярный сегмент — это все, что связано с оружием, насилием и поиском «итемов» и «артефактов». Охота и собирательство. Древнейшие занятия человека. Цивилизация лишила нас их в реальной жизни и вернула на экранах наших компьютеров.
А вслед за древнейшими потребностями мы стараемся реализовать в виртуальном мире и все остальное, что здесь (здесь?) реализовать не получается. Хочешь быть звездой NBA, но не вышел ростом? В виртуальной реальности можешь стать хоть Шакилом О’Нилом. Хочешь летать? Пожалуйста! Управлять государством? Милости просим! И мы уходим, уходим, уходим...
2. IDDQD IDKFA IDCLIP
Вспомнил еще один старый анекдот. Поймал геймер золотую рыбку… Нет. Тогда еще не говорили «геймер». Говорили «компьютерщик». Это было, в общем, в массе одно и то же. Компьютерные игры — это было так… В общем, читайте Пелевина — «Принц Госплана». Там все написано. Итак… Поймал компьютерщик золотую рыбку (интересно, где он ее поймал — в банке с пивом?). Та, конечно, просит отпустить и обещает выполнить три желания. А он ей и говорит: «Значит, так… IDDQD, IDKFA, IDCLIP!». Если вы знаете, что значит эта абракадабра (чит-коды «неубиваемость», «полный боекомплект» и «прохождение сквозь стены» в культовом шутере DOOM II), значит, у вас, наверное, уже была жена. А если повезло, то и сейчас есть. А ваши дети с младых ногтей сидят в Азероте и время от времени клянчат вашу кредитную карточку на покупку «эпик-маунта». Но о детях позже.
Начало-середина 90-х. Типичный диалог того времени:
— Привет, Макс, как дела?
— Офигенно! Вчера какодемона бензопилой запилил!
— Крут. А я генерала из двустволки положил, прикинь…
— Молоток!
Люди в кафе тогда еще недоуменно косились на ведущих подобные разговоры. Представьте: сидят два паренька в очках и растянутых свитерах и хвастаются серийными убийствами и подвигами в эпических битвах. Психи какие-то.
Домашних компьютеров почти не было. На работе и то далеко не у каждого стояли. Поэтому после своей работы геймеры собирались на работе у тех приятелей, где компьютеры уже были. А иногда была и локальная сеть. И тогда… Death-матч! Все против всех! Заядлого шутерщика того времени легко можно было узнать по тому, как осторожно он передвигался по офисным коридорам и шарахался, нащупывая несуществующий карабин, от открывающихся дверей лифта или электрички.
Еще один анекдот того времени: «Лифт приехал на нужный этаж, а геймер не выходит — ищет кнопку F2, чтобы на всякий случай сохраниться».
Но все-таки тогда это увлечение еще не было массовым. Да и большинство тех геймеров, научившись захватывать всю планету в сидмейеровской «Цивилизации» за несколько часов и вдоволь набегавшись по однообразным коридорам примитивных шутеров, вскоре бросило это занятие, казавшееся поначалу столь увлекательным. Так, загрузят иногда по старой памяти Warcraft II или купят новый шутер, чтобы через полчаса убедиться, что ничего не изменилось, кроме прорисовки деталей, и все. Скучно. Правда, появлялись какие-то вроде бы принципиально новые типы игр, но как-то было уже не до них. Надо было выживать в гремучие 90-е, устраиваться в жизни. Семьи опять же заводить.
Но росли новые поколения.
3. Ищу девушку 70-го уровня
Росли новые поколения, рос парк домашних компьютеров, рос Интернет, росла и игровая индустрия. И вот наконец выросли люди, для которых компьютер не диковинка, не что-то, пришедшее со страниц фантастических романов, а вещь обычная, вроде чайника. Для них, наоборот, деревянные лошадки и пластмассовые автоматы — занятный антиквариат, привет из древней истории. Занятые выживанием старшие посадили их за комп и время от времени покупали им запрашиваемые диски. А что — сидит человек за клавиатурой, с рогаткой по улице не бегает, стекла не бьет. Глядишь — программистом вырастет, специальность в наше время вроде востребованная. Ну и вообще без компьютера теперь никак. Как раз на это поколение росших с мышкой в руке к моменту их вступления в более или менее сознательную жизнь и выпала революция в мире игр — расцвет MMORPG, массовых многопользовательских ролевых игр, фактически — изменяющихся виртуальных миров, очень красивых, со своим обществом, с тысячами и миллионами персонажей, управляемых не компьютером, а живыми игроками, с экономикой, историей, политикой… Появились игры, которые практически нельзя «пройти» от слова «start» до словосочетания «game over». Вступая во взрослую жизнь, эти люди вступили в нее, не выходя из игры. Игры, из которой теперь можно вообще не выходить. Как же, спросите вы, ведь какой бы там ни был виртуальный мир, можно весь его обойти, выполнить все квесты, а дальше-то что? А вот что. Во-первых, пока вы будете проходить эти квесты, разработчики припишут новые, нарисуют новые локации, введут новые игровые расы, все это либо скачается и установится на ваш компьютер в фоновом режиме в процессе игры, либо вообще будет загружаться прямо с сервера по мере того, как вы будете продвигаться с уровня на уровень. Да, возможно, за апдейт придется доплатить, но ведь это ваша жизнь, а в жизни надо за что-то время от времени платить. А во-вторых, ну какие квесты, какие локации, когда там ОБЩЕСТВО! Это ведь не просто нарисованные фигурки. Каждой из них управляет живой человек. С ним можно общаться, можно вести какие-то дела…
Геймеры старой формации, когда к ним подошли геймеры новой формации и сказали, мол, хватит в сотый раз ковырять свою идиотскую «Цивилизацию», ставь себе WoW (EQII, EvE etc) — увидишь, что такое настоящая игра, поставили, вошли и увидели целый мир, в котором такое творится… «Ищу девушку 70-го уровня для совместного рейда по инстам, материальная поддержка гарантируется», «Продам игровую валюту за рубли», «Народ, кто кабанов стрелял? Поделитесь мясом — тигра покормить», «Интересно, как это триста пилотов этого альянса оказались на месте возникновения материка за три дня до возникновения материка? За них что, разработчики играют?»
А вот на площади два десятка персонажей. Они никуда не идут, никого не ищут. У них просто тусовка. Они красуются друг перед другом. Вот изящная большая кошка выгибает спинку. Вот какой-то маг рассыпает вокруг себя фейерверки. Вот кто-то разодетый подпрыгивает на месте… А вот какие-то существа толпятся у почтового ящика… А вот аукцион — на нем продают разные нужные и просто красивые вещи… нарисованные вещи, но кого это волнует?!
Те, кто начинал с «Дума» или тем паче с «Ксоникса» и «Сокобана», вливаются в виртуальное общество осторожно, постепенно, не полностью. Полного «переселения душ» не происходит. Они не выдерживают конкуренции с теми, кто в этом мире вырос, да и мир реальный слишком сильно держит. Они рассказывают друг другу о «спокойных» серверах, где тусуются «взрослые». Они объединяются в свои «возрастные» игровые гильдии, которые можно узнать по таким описаниям: «Мы занятые люди и сюда ходим отдыхать, а не меряться девайсами и хватать звезды с неба». Те, кто здесь вырос, сюда не «ходят» — они здесь живут. Информация об их гильдиях выглядит так: «Мы — Орда! Мы — сама Смерть! Кто осмелится бросить нам вызов?» И правда — кто? Можно было бы предположить, что следующее поколение. Но откуда оно возьмется? Сперматозоиды через игровую почту не передаются. Пока.
4. Пока вторая жизнь
Все же MMORPG вроде World of Warcraft, Everquest II и т. п. пока слишком игрушечные. Их придуманный мир несет на себе тяжелое наследие примитивных стратегушек, из которых они выросли, выбирая себе персонаж, вы ограничены набором пусть изменяемых, как в EQ, но все же весьма стандартных фигурок. Вы не можете создавать в игре собственные объекты, даже одежда персонажей выбирается, пусть и из тысяч, но стандартных вещей, а ваши действия мягко, но настойчиво направляются подсказками «неписей» (NPC, персонажей, управляемых не игроками, а компьютером) и привязаны к некоему заранее придуманному сюжету. В жизни же никакого сюжета нет. Есть только несколько обязательных сюжетных узлов: родился, рос, взрослел, старел, умер. Остальное, конечно, сильно навязывается обществом, семьей, школой, и тут еще бабушка надвое сказала, в какой жизни в итоге сюжет задан реально, а не теоретически жестче. Но — в жизни я могу взять карандаш и нарисовать все, что мне в голову придет. А в World of Warcraft — нет. В жизни можно спроектировать и построить любое здание. В традиционных MMORPG можно лишь «приписать» своего «перса» (персонаж) к одному из заранее нарисованных помещений. Прорывом на этом фоне выглядит игра The Second Life («Вторая жизнь»). Сюжета в ней нет вообще. Как и истории. Это просто растущий нарисованный мир. Причем его, подобно «Википедии», могут изменять сами пользователи. С помощью встроенных инструментов 3D-моделирования и внутриигрового языка программирования вы можете там рисовать, строить свои здания и даже материки, создавать игры внутри игры и виртуальные миры внутри виртуального мира. Начав со стандартного игрового аватара, вы можете постепенно изменять свой облик, подгружать разные самостоятельно созданные текстуры и модели и т. д. Пока это именно вторая жизнь. До уровня виртуального мира, описанного в романе Нила Стивенсона «Лавина» (Snowcrash), которым вдохновлялись создатели «Второй жизни», этот мир пока не дотягивает. Но это уже претензия на то, чтобы потеснить мир реальный всерьез. В пользу этого говорит, во-первых, то, что в Second Life потянулись вовсе не два вышеописанных поколения заядлых геймеров, а самые обычные люди, которые раньше ни во что сложнее пасьянса «Солитер» не играли, а во-вторых, то, что во «Второй жизни» открывают свои представительства корпорации. А это уже очень серьезный симптом: в виртуальном мире запахло большими деньгами. Не побоюсь сделать пророчество: скоро туда отправятся и политики. А рано или поздно — все там будем. Вот только один вопрос не дает покоя: как виртуализирующееся человечество собирается размножаться?