Франчайзинг на пальцах
Франчайзинг (от английского franchise — привилегия, льгота) — это продажа ограниченных прав на пользование товарной торговой маркой, технологией или ноу-хау обслуживания. Самым известным примером франчайзинга является пресловутый McDonalds, где все, начиная от униформы и заканчивая меню и рецептами, одинаково во всех ресторанах в любой точке планеты. Наличие единой торговой марки, товарного знака, наименования фирмы и единой методики рекламы — обязательное условие сотрудничества по франшизе.
Существует четыре вида франчайзинга. Хочешь производить популярную во всем мире газированную воду? Тогда заключай с американскими представителями договор на производственный франчайзинг. Для желающих торговать модной одеждой знаменитых мировых брендов предусмотрен товарный франчайзинг. Сфера услуг (например, сеть фотолабораторий Kodak) — это сервисный франчайзинг. Ну а если возникнет желание и необходимость почувствовать себя частью единой системы или корпорации, то вам прямая дорога во франчайзинг бизнес-формата, при котором вкупе со всеми правами и торговыми марками франчайзер передает собственную технологию организации и ведения бизнеса.
Быть или не быть?
Создание своего собственного торгового или промышленного бренда — дело крайне непростое и хитрое. Зачем изобретать велосипед, когда решение вопроса лежит на поверхности?
Плюсы франчайзинга для молодой акулы бизнеса очевидны. Покупатель франшизы получает в свое распоряжение известную марку и имя, а также все связанные с ней технологии. Отпадает надобность массированной бомбардировки потребителя навязчивой рекламой, не надо тратить время и средства на разработку собственного имиджа и создания технологий работы. Все уже создано и проверено без вас, реклама же осуществляется централизованно. А как же быть с конкурентами, которые тоже не дураки прикупить право франчайзинга у той же компании, что и вы? Достаточно заключить эксклюзивный договор работы на определенной территории.
С другой стороны, франчайзер (то есть тот, кому принадлежат права на торговую марку) одновременно с заключением договора получает право контролировать деятельность своего подопечного. Дополнительной статьей расходов становится необходимость выплаты роялти (процентов с прибыли). Но самым неприятным подводным камнем является прямая зависимость вашей успешной деятельности от репутации купленной торговой марки. В случае если репутация франчайзера пострадает, негативные последствия моментально отразятся на вашей прибыли.
Needfull things
Для заключения договора франчайзинга от вас потребуется наличие собственного юридического лица и помещение, где будет осуществляться франчайзинговая деятельность. Международная торгово-промышленная палата разработала образец международного договора франчайзинга. Он может служить идеальным примерным руководством, хотя для каждой конкретной ситуации участник системы франчайзинга должен уточнять и конкретизировать все условия договора. В договоре указываются права и обязанности франчайзера и франчайзи (покупателя), предметы и цели сотрудничества, ограничения и сроки действия договора. Обязательно прорабатываются условия начисления и размеры штрафов в случае досрочного расторжения договора, основные принципы рекламы и порядок решения спорных вопросов.
А как же быть с налогами? Тут все просто. Если оборот предприятия составляет менее 15 миллионов рублей в год, то в действие вступает упрощенная система налогообложения, при которой налоги в 3-4 раза ниже нормы. Если же старт нового бизнеса осыпал вас дождем из зеленых президентов, то и расплачиваться по налогам придется по стандартным налоговым ставкам.
Продвижение жизни подобно
Но вот все плюсы и минусы изучены, и на договоре о франчайзинге обсыхает свежая печать. Думаете, можно вальяжно раскинуться в кресле и считать барыши? Как бы не так. Борьба за постоянных клиентов только начинается. Конкуренты не дремлют, а покупатели поставлены перед выбором: покупать пельмени в вашем «фирменном» гипермаркете или отправиться за покупками через дорогу в магазин бывшего школьного друга. Надо заниматься продвижением именно вашего предприятия именно в вашем сегменте и ореоле обитания.
Если рекламу купленной вами торговой марки обеспечит сам франчайзер, то привлечь внимание к конкретно вашему предприятию — это задача, которая целиком и полностью ложится на ваши плечи. Хорошая репутация — залог того, что именно к вам вереницей потянутся клиенты. Повышать свою репутацию можно... распространением слухов. Да-да, ничего удивительного в этом нет, ибо специалисты в один голос утверждают, что технологии управления репутацией очень схожи с технологиями управления слухами. Людей всегда привлекало что-то необычное и выходящее за обыденные рамки. Пустите слух, что в вашем магазинчике по продаже рок-атрибутики поселилось кентервильское привидение, которое по ночам бряцает висящими на витрине цепочками. Толпа любопытных зевак (а у некоторых из них есть деньги) обеспечена. Неплохие результаты дает кросс-реклама, при которой вы рекламируете свой бренд на фоне какой-нибудь компании с проверенной долгими годами репутацией. Если разместить рекламный билборд своей закусочной рядом с рекламой крутого внедорожника, вы добьетесь «эффекта наложения репутации», при котором сознание обывателя прочно свяжет автомобильного гиганта и ваш общепит.
Естественно, не стоит «накладывать» свою марку на марку конкурирующего предприятия. Вы не воруете чужую удачу — вы только пользуетесь той, за которую заплатили.
Но я собственно не о этом. Я начинающий франчайзи, пытаюсь купить франшизу от ТД Копейка. На серьезный шаг меня подвигнули изменения, внесенные Копейкой в их программу франчайзинга, в частности снижение паушального взноса. Но даже в условиях благоприятного отношения со стороны франчайзера уплатить этот взнос трудно по причине полнейшего безразличия со стороны банков. Кредит на паушальный взнос не выдается. На мой взгляд это неправильно и сдерживает развитие бизнеса вообще и франчайзинга в частности, не смотря на его выгодность и стабильность.