Термины и понятия:
От франшизы до роялти
Франчайзинг — форма бизнеса, при которой одна компания передает другой компании или частному лицу права на использование торговой марки, технологий, фирменного стиля и разнообразных know-how.
Франчайзер — компания, владелец торговой марки, которая передает за определенное денежное вознаграждение права на использование своей торговой марки и производственных технологий другой компании или частному лицу.
Франчайзи — компания или частное лицо, которое совершает покупку у франчайзера прав на использование торговой марки.
Франшиза — право на использование производственных и маркетинговых знаний, а также торговой марки франчайзера.
Роялти — периодические выплаты франчайзеру. Как правило, роялти исчисляются в процентном соотношении к продажам. Но некоторые виды договоров франчайзинга предусматривают и фиксированные выплаты.
Договор франчайзинга — документ, отражающий суть и условия франчайзинговой программы. Такой договор, как правило, содержит: концепцию бизнеса, информацию о первоначальных взносах, а также права и обязанности сторон.
Первые шаги начинающего франчайзи
1. Для начала необходимо выбрать сферу деятельности. Повышенным спросом пользуются торговые марки сетей общественного питания, а также магазины одежды и обуви. Объясняется это тем, что еда и одежда являются предметами первой необходимости, и продавцы справедливо надеются на постоянный поток покупателей и на то, что вложенные средства быстро окупятся и начнут приносить прибыль.
2. Самый щекотливый вопрос при покупке франшизы — финансовый. Покупка франшизы может обойтись вам от десяти до нескольких сот тысяч долларов. Причем не стоит забывать о том, что общая стоимость организации всего бизнеса выйдет дороже. Дополнительные расходы потребуются на покупку или аренду торгового помещения и закупки оборудования. Хотя некоторые франчайзеры, следуя контракту, обязуются помогать своим партнерам с решением вопроса аренды помещения.
Одним из самых дешевых раскрученных франчайзинговых брендов в России является сеть товаров для здоровья «Лавка жизни». Покупка франшизы этого предприятия обойдется в $8 тыс. (без аренды) или же в $15-25 тыс. (покупка готовой и раскрученной точки «под ключ»). Сеть товаров для активного туризма «Экспедиция» уступит вам права на свою торговую марку за $30 тысяч. А вот для открытия продуктового супермаркета «Копейка» потребуется уже ни много ни мало — $200 тысяч.
3. Выбрать род деятельности и торговую марку — это одно. Другое дело — найти тот самый начальный капитал для успешного открытия своего дела. Если вы счастливый обладатель наследства мадам Петуховой или сумели скопить нужную сумму, экономя на школьных завтраках, — смело пропускайте этот абзац. Загвоздка заключается в том, что получить в банке кредит под открытие собственного бизнеса практически нереально. Пока наша банковская система предусматривает кредиты для развития успешного бизнеса, который существует не менее полугода. Как вариант — можно попросить кредит под поручительство действующего бизнеса (самое время вспомнить об успешных друзьях), когда весь риск ложится на поручителя. Или взять потребительский кредит под залог недвижимости.