Лауреатом премии «Большая книга» стала Людмила Улицкая. Ее роман «Даниэль Штайн, переводчик» взял обе первые премии, и по версии «литературной академии» (ах, как несет киношным американским «Оскаром»!), и по «читательским симпатиям». Разберемся с читателями.
Знаете, не верится, что Людмиле Улицкой читатели симпатизируют больше, чем занявшему третье место в читательском рейтинге Виктору Пелевину. Потому что все знают: Пелевин — всенародный любимец, а Улицкая — это кто? Я потратил время и после церемонии вручения «Большой книги» стал цепляться к прохожим в московском районе Новогиреево с вопросом, знают ли они, кто такая Людмила Улицкая. Опросил 14 человек. Никто не знает. А вот про Пелевина все 14 отвечали: «ну да», «писатель» и «конечно». В общем, читатель Улицкой, видимо, по улицам не ходит. Он ходит на сайты газет «АиФ» и «Известия», сайт радиостанции «Эхо Москвы» и еще некоторые, на которых и происходило голосование читателей. Причем по-настоящему массовых и, скажем так, парадигматически не ангажированных сайтов (вроде, например, «Яндекса») среди них не было. А читателей, которые одновременно являются слушателями «Эха Москвы», мы хорошо себе представляем. Это очень активные люди, как правило, гордящиеся своим образованием и потому, вероятно, стесняющиеся читать то, что читают все. Эдакая самопровозглашенная элита. Поэтому многие из них и называли Улицкую или Рубину (2-е место в читательском рейтинге), а не Пелевина, чтобы не быть как сосед Вася. Не удивлюсь, если они при этом их даже не читали. Если это осознать, становится непонятно, зачем роман Улицкой издали почти таким же огромным тиражом (150 тыс. экз.), что и роман Пелевина (150 010 экз.)? Хотя, с другой стороны, почему нет? Улицкую раскупят за несколько лет, а Пелевина, если что, допечатают. Победила ли Улицкая Пелевина? Проиграл ли он? Нет и нет. Они вообще состязаются на разных стадионах и в разных видах.
Перейдем к голосованию «академиков». Тут Пелевина среди призеров нет совсем. И это понятно. Название «Большая книга» обязывает осторожно относиться к «попсе». Нужна большая книга с большой буквы. Что выбрали «академики» в качестве такой книги? Третье место — опять Дина Рубина, «На солнечной стороне улицы». Честно скажу — не читал. И не хочу. Второе место — Алексей Варламов с жэзээловской биографией Алексея Толстого. Здесь ясно: ЖЗЛ — дело большое и важное, но на первое место не тянет. А первое у Улицкой, как уже говорилось… Вот не знаю, мне не кажется, что описание отношений католического монаха с христианской Троицей и еврейским Яхве — это то, что следует провозглашать «большой книгой» в контексте современной русской культуры. Но «академикам», конечно, виднее. Они по улицам не ходят. Они «Эхо Москвы» слушают.