Брэд Фицпатрик — звезда нового типа и новой эпохи. Простой программист, написавший в 1998 году движок для ведения дневниковых записей в Интернете, до недавнего времени он не давал интервью газетам и не светился в телевизоре, тем не менее полмиллиона русскоязычных юзеров прекрасно знают его по имени.
В отличие от «поющих полуфабрикатов» программисту, чтобы стать известным, телевизор не нужен. Достаточно создать удобный и востребованный продукт. Не обязательно даже называть его своим именем, как это сделали, например, в свое время Питер Нортон (Norton Commander, Norton Utilites) и Евгений Касперский («Антивирусная лаборатория Касперского»). Если продукт станет культовым, имя автора пользователи все равно запомнят.
Интересно то, что хотя «Живым журналом», творением Фицпатрика, пользуется 8 миллионов человек по всему миру, знаменитым он стал только в России, в отличие от, например, автора фотошопа Томаса Нолла, известного в мире, а в России как раз не очень, несмотря на то что его программа установлена здесь чуть ли не на каждом компьютере и имя вынесено на ее стартовый сплеш-скрин. Дело, вероятно, в том, что в России возможность свободно высказываться и вести публичную дискуссию пока более ценна, чем удобство обработки цифровых фото.
17 октября в московском аэропорту «Шереметьево» приземлился основатель «Живого журнала» программист Брэд Фицпатрик. В 1998 году американский студент Фицпатрик написал небольшую программу, позволяющую вести персональный дневник. Сайт LiveJournal.com быстро превратился в один из самых известных мировых блогов. Сегодня его услугами пользуются 8 миллионов пользователей, 700 тысяч из них пишут по-русски.
В российской столице Фицпатрик собирался посетить Третьяковскую галерею. К этому его настойчиво призывали заботливые русские пользователи. Но не тут-то было: у принимающей стороны оказался свой взгляд на достопримечательности столицы. Брэда упаковали в автомобиль и отправили в затяжной трип по точкам общепита и ночным клубам. Что может быть важнее клубов в городе с 850-летней историей?
«Поразительно, что из двух десятков московских клубов, кафе и ресторанов, по которым он успел протусоваться (от «Турандот» до «Квартиры 44»), больше всего Брэду Джозефовичу понравился «Петрович». «Странные люди американцы», — поделился впечатлениями один из организаторов приема.
Главным пунктом культурной Брэд-программы стал ресторан «Хлопок». Здесь представители отечественной интернет-элиты обмывали соглашение о партнерстве, заключенное между владельцем сервиса LiveJournal и российской медиакомпанией Sup. Проще говоря — Фицпатрик продал право распоряжаться русским ЖЖ российскому олигарху Александру Мамуту.
Фраза из анекдота «У меня две новости — хорошая и плохая» вполне может стать девизом этого альянса. Среди хороших новостей — отмена ограничения в 750 «френдов» (то есть блоггеров, которых пользователь может регулярно читать в своей «ленте друзей») и возможность поиска по комментариям в журналах. Среди плохих — взбудоражившие многих пользователей планы по созданию отдельной конфликтной комиссии (Abuse Team) для русскоязычных пользователей.
Когда споры в ЖЖ судят бесстрастные американцы — это одно, когда среди судей может оказаться твой оппонент — совсем другое. Неудивительно, что пока представители российской и американской компаний говорили на пресс-конференции о том, что «эта сделка выгодна для всех сторон» (хотя в чем именно будет состоять выгода, журналисты так и не узнали), в самом ЖЖ зрела паника. Некоторые известные пользователи заявили о своем намерении покинуть популярный сервер в знак протеста против сделки. Их не устраивает, что преемником Брэда Фицпатрика в России будет начальник службы блогов компании Sup Антон Носик.
В ознаменование смены власти во время клубной Fitzparty 18 октября Антону Носику подарили живой символ LiveJournal — беленького жертвенного козленка. Правда, «козленок» оказался почему-то вполне взрослым и радикально черным козлищем. С вот такими рогами. Забавно: ведь это животное символизирует нечто совсем другое…