Первое массовое городское развлечение XXI века, флешмоб, явно вырождается. С одной стороны, его технологии взяты на вооружение корыстными людьми, с другой стороны, бездельники-студенты довели его идеи до несмешного абсурда. В результате развитие флешмобов идет по двум различным путям. Причем одинаково тупиковым.
Путь первый — глубоко порочный. Политические движения нанимают за деньги студентов для участия в «импровизированных» митингах и выкладывают их телами логотипы партий. Маркетологи из коммерческих организаций отправляют сотни юношей в один и тот же бар задавать вопрос, есть ли у них пиво марки N, или заставляют сотни барышень читать в метро один и тот же новый глянцевый журнал.
Второй — вредный и вызывающий откровенное раздражение окружающих. Шутки шутками, но флешмобы, которые по своим классическим правилам не должны иметь целей и конкретных организаторов, сегодня стали чуть ли не новой формой гражданского терроризма, бессмысленного и беспощадного. Этой весной в Лондоне прошел самый крупный флешмоб в истории Великобритании, превратившийся в самый настоящий саботаж: в час пик более 4 тысяч человек заполнили городской вокзал Victoria и начали беззвучно танцевать под музыку из своих плееров. «Я пытался попасть на поезд до дома, — рассказывает очевидец, — но вся станция была заполнена танцующими студентами. Самое последнее, чего бы мне хотелось после трудного рабочего дня — это опоздать на поезд из-за толпы идиотов». Большинство спешащих домой после рабочего дня жителей пригорода не могли попасть на поезд в течение двух часов. Не известно, когда бы сели батарейки в плеерах мобберов, если бы на вокзале не появились четыре наряда полиции и не прервали вакханалию немотивированной радости.
«Нужно приложить массу усилий, — уверен идеолог движения флешмобберов Ховард Рейнгольд, — чтобы сделать такие мероприятия увлекательными, но не раздражающими окружающих. В противном случае они отомрут, как любое другое чудачество».
В задачи художественных перформансов и акций, а теперь еще и флешмобов всегда входило изменение восприятия людей. Нередко это были очень экспрессивные, брутальные методы, цель которых заключалась в том, чтобы шокировать публику, буквально одним жестом изменить восприятие людей.
Самые веселые уличные мероприятия этой весны, выстроенные в хит-парад, едва ли пытаются изменить восприятие людей. Чем веселее участникам, тем, как правило, бессмысленнее мероприятие. И наоборот: по мере убывания градуса веселья нарастает количество смыслов. А это значит, что золотая середина пока не найдена. Идеальный флешмоб еще не проведен.