Путешествуя недавно между городами России в своем небыстром автомобиле, я открыл для себя аудиокниги.
Ночь, дождь, чудовищные фуры навстречу на узких дорогах под Новгородом или Тверью, сопение задремавшего попутчика — и бодрый голос актера или актрисы, излагающий литературное произведение. На трассе книга гораздо лучше музыки, потому что музыка движется от композиции к композиции и не дает забыть о том, что путь длинный, что ехать далеко, что продвигаешься медленно, слишком медленно… Музыка не занимает мозг, ты привыкаешь к ритмичным звукам, и они постепенно начинают убаюкивать, даже самые резкие и энергичные.
Книжка, наоборот, заставляет следить за сюжетом, а если повествование увлекает — то хочется, чтобы оно длилось больше, и оставшаяся часть пути (вот парадокс) уже кажется подозрительно короткой, потому что можно не успеть дослушать!
Первой «моей» были «11 минут» Коэльо. Приятный голос Марии Голубкиной делал удобоваримой ту чушь, которую насочинял великий бразильский писатель про взаимоотношения полов. Однако осознание того, что великий писатель гонит пургу, было отчетливым и ясным. Но это не мешало увлеченно слушать про Марию, которая не смогла отдаться парню и поэтому стала проституткой, что заставило ее много читать, а потом мучительно выбирать, в кого влюбиться: в топ-менеджера, склонного к садомазохизму, или в художника, исповедующего одухотворенный промискуитет (победил, разумеется, художник). В общем, по прочтении оставалось стойкое ощущение, что на Коэльо «литературным негром» подрабатывает 15-летний прыщавый очкарик-отличник с комплексом неполноценности, стесняющийся сказать однокласснице «Hola!» (или что там говорят в Бразилии вместо «привет»), а великий писатель не всегда успевает перечитать то, что нужно отдать в издательство. Но тем не менее вслед за «11 минутами», с перерывом на Татьяну Устинову, я снова принялся за Коэльо. Теперь это «Дневник мага».
Разумеется, и в качестве дневника это сочинение не выдерживало сравнения с заметками какого-нибудь среднепопулярного пользователя «Живого журнала», и озарения, снисходившие на главного героя, вызывали чувство неловкости своей наивной первобытностью.
И все-таки, когда ехавший со мной из Петербурга в Москву наш сотрудник Вадим Челиков выразил сомнения в моей вменяемости при моей попытке включить диск, я неожиданно даже для себя впал в ярость и потребовал немедленно и выразительно уважать мое право слушать любую фигню. Вадим, как человек либеральных взглядов, покладисто заснул. Но эта дискуссия (она была немного более многословна, чем я сейчас пересказываю) отняла необходимые секунды, и дослушать «Дневник» я не успел.
И теперь мне снова срочно нужно в путешествие.
Здравствуй, лето?