ФОРУМАРХИВРАСПРОСТРАНЕНИЕНОВОСТИRE:ДАКЦИЯRE:КЛАМОДАТЕЛЯМКОНТАКТЫ
 




Сделать стартовой
И еще...
Наши корпоративные университеты
В противостоянии государственных и коммерческих вузов появился «третий лишний»: корпоративные университеты. Подобно тому, как в средние века университеты возникали при монастырях, нынешние корпоративные создаются мощными бизнес-структурами. подробнее »
Телефон, футбол, дороги
На днях я забыл мобильный телефон на работе, а заночевать пришлось не в своей квартире. Утром я обнаружил, что хозяева ушли и… заперли меня. подробнее »
Майская ню-демонстрация
Солнце поднималось над Мехико. Но этим утром остывшие за ночь каменные плиты согревало тепло 18 тысяч обнаженных человеческих тел мужчин и женщин подробнее »
Таких берут в зорбонавты
…Когда шар остановился, мир еще продолжал вертеться вокруг меня по инерции. Через мгновение меня освободили от пут, я пошатывался: в желудке ураган, в голове атомный взрыв. Но все на месте, руки-ноги целы, адреналин бурлит в крови. подробнее »
Писатели подписывают
Никогда не соглашайтесь заменить ваше имя на псевдоним, предложенный издателем. подробнее »

Главная » Архив » Номер 24 » Звуки Бу
Звуки Бу
Номер: №24, "Кухня мести"
(13 октября 2005 — 23 октября 2005)

Рубрика: Слух
Тема: Mooziq
От: Людмила Корнетова


Подумать страшно, что будут называть «музыкой» наши дети. Последняя революция в области звуков произошла, когда в 1952 году композитор Джон Кейдж и впервые исполнил композицию «4’33».
Четыре минуты и тридцать три секунды паузы, без единой ноты. В ходе произведения люди были вынуждены слушать только случайные шорохи в зале, покашливания, шум машин за окнами. С того времени вся музыка, в которой по-прежнему содержатся звуки, может считаться безнадежно ретроградной. Но эксперименты в области заполнения тишины продолжаются. Страшно за них, за детей, но еще ужасно обидно за себя. Мы не услышим.
 
Северные сияния
Магнитное поле нашей планеты постоянно издает огромное множество сигналов во всех диапазонах. Их можно записать при помощи специальных антенн и превратить в отчетливо слышимые звуки. Записи, которые делает американец Стефан МакГриви, больше всего напоминают звуки ночной чащобы. Кажется, это щебечут птицы, время от времени ухают совы, ветки хрустят, листья шуршат, что-то тихонько посвистывает. А на самом деле это — молнии и северные сияния.
 
Ручная работа
Если плотно сложить ладони, оставив внутри немного воздуха, а потом резко сжать руки, получается неприличный звук. Американцы Брюс Гастон и Кен Перселл достигли в этом занятии — извлечении таких звуков — больших высот и создали музыкальную группу под названием Gaston & Purcell. На своих регулярных концертах они, в частности, с легкостью исполняют «Маленькую ночную серенаду» Моцарта или «К Элизе» Бетховена (все это можно выложено в свободном доступе на сайте музыкантов Handman.com). Поддерживая таким образом в массах интерес к высокому искусству.
 
Солнечный ветер
Астрофизик Дональд Гарнетт из университета штата Айова пытается поймать при помощи сверхчувствительных приборов сигналы от внеземных цивилизаций. С этой благородной целью вот уже двадцать лет он регулярно отправляет в космос различные космические аппараты — Voyager, Galileo, Cassini. Инопланетян он пока не обнаружил, зато записал массу всяких посторонних космических шумов. В частности, звук удара солнечного ветра о близлежащие планеты. Препятствия в виде планет или их магнитных полей вызывают отклонение и замедление потока солнечного ветра. При этом выделается энергия, которая приводит к колебаниям плазмы, — из нее, собственно, и состоит солнечный ветер. Часть этих колебаний, с частотами от 40 Гц до 12 КГц, и фиксирует датчик, установленный на корабле. Затем электронный сигнал преобразуется в звуковую волну.
                                                            
Оркестр понарошку
Американская группа Twink играет музыку исключительно на детских музыкальных инструментах. Основатель Майк Лэнгли сначала коллекционировал игрушки, а затем, когда коллекция начала напоминать симфонический оркестр, позвал друзей-музыкантов, вместе с которыми и основал Twink. Все вместе они записали альбом Toy Piano Music, который продается за одиннадцать долларов, но все равно лежит в сети в открытом доступе. Звучит трогательно и сказочно. К диску прилагается книжка со сказочкой про кролика-пианиста, под божественную музыку которого балдеет весь лес.
                                                            
Для сосредоточенных
С недавних пор в музыке появилось новое направление под названием lowercase music, то есть «музыка в нижнем регистре». Она исполняется так тихо, что расслышать ее можно только в абсолютной тишине и только при помощи высококлассной звуковой аппаратуры. Это целая идеология: считается, что слушать такое могут только люди, умеющие быть очень внимательными. При этом записи, которые делают ключевые композиторы lowercase music, основываются на «неслышимых» обычно звуках. Один записывает с помощью сверхчувствительного микрофона звуки муравейника, другой фиксирует звук, с которым размножаются бактерии, третий берет множество очень коротких сэмплов и сжимает их до одной-единственной секунды. Главный лейбл нижнего регистра называется Bremsstrahlung Recordings, его владелец — биохимик Джош Рассел.
                                                            
Крутится в голове
Лаборатория «Музыка будущего» (Future Music Lab) университета английского города Плимута разрабатывает технологию, которая в будущем позволит людям записывать мелодии, которые рождаются у них в головах. Особенно это должно облегчить жизнь профессиональным музыкантам. Устройство состоит из специального шлема с 128 электродами для снятия подробной электроэнцефалограммы и программы, которая обрабатывает поступающие из мозга сигналы. Механизм позволяет переводить мелодии, которые человек воображает «внутри» — в музыку, проигрываемую компьютером. Пока, правда, вся система находится на стадии развития: показывает только принципиальную возможность распознавания очень несложных мелодий. Зато с точностью 99 процентов.
 
Мотивы переходного периода
Последние писки того, что когда-то перестанет считаться музыкой
 
Импровизационная музыка
Играть по нотам — удел тех, кто не умеет создавать новый шедевр каждый раз, как дотягивается до инструмента. «Отец музыкального минимализма» Терри Райли способен давать фортепианный концерт восемь часов подряд. Японский диджей Кей Кей Нулл (K. K. Null) иногда использует в своих миксах шум от «голых» вертушек, без пластинок. Первым и главным российским импровизатором можно назвать покойного Сергея Курехина.
 
Звуковые инсталляции
Инсталляция — от английского «to install», устанавливать — это то, что перед слушателями устанавливают, составляют из частей. Саму музыку можно формировать из нескольких компонентов. Например швейцарский «мультиинструменталист» Маркус Эйхенбергер нанес недавно дружественный визит в Белоруссию, где записал городские шумы Минска. После чего представил в Швейцарии проект «Звуковой коридор»: импровизировал на саксофонах и кларнете на фоне на фоне звуков белорусского города. Либо музыка может быть частью мультимедиа-инсталляции.
 
Этника
Европейские музыкальные традиции изучены вдоль и поперек. Каждый уважающий себя музыкант считает своим долгом изучать шаманские песни экзотических стран и искать звуки редких самодельных инструментов. Этника — это любая внеевропейская музыка и фольклор. Еще ее называют «мировой музыкой».
 
Электроакустика
Представляет собой смесь «живых» инструментов и «примочек». Например, «живой» звук скрипки обрабатывается синусоидным генератором, к гитаре добавляют сотню эффект-процессоров. Самый известный из выпускающих электроакустику лейблов — Erstwhile. Знаменитые электроакустические имена — MIMEO, Keith Rowe, Satchiko M, Christian Fennesz.
 
Авант-джаз
Авангардный джаз — уже с середины прошлого века не новость, но его так любят модные композиторы и так активно с джазом экспериментируют, что он почему-то по-прежнему актуален. Новый (еще его называли свободным или абстрактным) джаз ушел от стандартов ритмики, гармонии и метра и активно осваивает необычные средства выражения. Он может быть кислотным или автоматически генерируемым. Некоторые представители из современников — Чарлз Гейл, Михаил Менгельберг, Хан Бенниник Беннинк, Миша Менгельберг, Ник Барч, Вячеслав Гайворонский.
 
Музыкальные руки
На днях в Москве и Санкт-Петербурге завершился крупный фестиваль современной музыки под названием «Длинные руки-2». Фестиваль был посвящен памяти Николая Дмитриева, пропагандиста новой музыки в России. Название для первого фестиваля «Длинные руки» придумал когда-то знаменитый экспериментатор Сергей Курехин. Концерты дали около сотни музыкантов из разных стран. Через месяц — с 17 по 19 ноября — «Длинные руки» доберутся до Японии, где в Токио состоится трехдневный фестиваль с участием самых японских и самых авангардных музыкантов.

Всего оценок: 4, средний балл: 4
» Комментарии

← Предыдущая статья Вернуться к содержанию Следующая статья →
Статьи автора:
» «Зайцы» в поезде жизни
» По барабану японскими палочками
» Принциклопедия
» «У меня все происходит здесь и сейчас»
» Я люблю кайтаться

Статьи рубрики:
» Земфира на просвет
» Максим Покровский: Я люблю фонарики
» Мы услышим, ты выберешь
» Музыка и небо
» «Психи» говорят, что эмо рулит. Интересно, куда...




Оставить комментарий:
Ник:
E-mail:
Введите код, который вы видите на картинке:



Поиск
Rambler's Top100 © "RE:АКЦИЯ". Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-19561 от 11.02.2005
При перепечатке материалов ссылка на reakcia.ru обязательна
Создание сайта - alsd.ru