Первый «Бумер» собрал полтора миллиона долларов в прокате, рекордная сумма для отечественного фильма того времени (2003 год). Саундтрек, под который Кот и его друзья носятся на своей знаменитой черной машине, до сих пор звучит из мобильников россиян. «Бумер. Фильм второй» вышел на экраны 7 марта. Его успех предопределен успехом первого фильма: также было ясно, например, что все, посмотревшие первую «Матрицу», пойдут и на вторую, вне зависимости от отзывов критиков.
«Привет, меня зовут Вова», — добродушной улыбкой встречает меня Вдовиченков в своей гримерке театра имени Вахтангова. Наверное, также непосредственно десять лет назад он спросил преподавателей подготовительных курсов ВГИКа: «Ребят, ну че? Как насчет поступления, в смысле?». До поры до времени он не чувствовал особой тяги к актерскому ремеслу. Разве что с детства любил смотреть кино. Но однажды, когда в его жизни был «не очень хороший период», он случайно увидел по телевизору, как абитуриенты поступают во ВГИК. И решил: «А может, и мне так попробовать, может, у меня тоже получится». Взял справочник, выяснил, как поступить на подготовительные курсы. И через два дня уехал в Москву. На фоне утонченных мальчиков-зайчиков, приходящих учиться в актерские вузы, высоченный и бритый тогда почти налысо Вдовиченков с золотой фиксой наверняка смотрелся очень колоритно. Всякое видавшие мастера обомлели. Он же, судя по всему, до сих пор говорит то, что думает. И потому иногда смущается.
— Ваша история похожа на сказочную. Молодой человек из маленького города Гусева отучился в Кронштадтской мореходной школе, три года работал кочегаром на судне, а потом приехал в Москву, с ходу поступил во ВГИК и мгновенно, еще не доучившись, стал звездой. Что нужно для такого головокружительного успеха?
— Много факторов. Терпение, желание, удача. Совпадение событий. Случайности.
— Может, раз у вас так все прекрасно складывается, вам в Америку поехать, стать звездой Голливуда?
— Да нет, это мне не интересно, во-первых. Приехать в Америку и жить на задворках не интересно. Вот если бы российские актеры были там востребованы… Англосаксы, основное население Америки, имеют абсолютно другой менталитет. Это не слова, не абстрактная формулировка, а информация, проверенная мной. За последние два года я год провел на гастролях в странах, где живут англосаксы. Они абсолютно другие люди. И мы, славяне, настолько же не похожи на них, как не похож на нас негритенок, приехавший в Россию. С абсолютной уверенностью говорю: нет ни одного неанглосакса, который приехал в Голливуд и сделал там хорошую карьеру. Это именно киноиндустрии касается, шоу-бизнеса. Каким бы ты ни был талантливым, стать своим в среде их актеров не получится. Даже наш гениальный Михаил Чехов всех своих успехов за рубежом смог добиться, потому что он преподавал, а не играл. Он обучал Мэрилин Монро, политиков учил ораторскому мастерству. Но бессмысленно ехать туда актерам, со своим уставом в чужой монастырь. Там нужны свои звезды, свои кумиры. И не вижу смысла заморачиваться этим в сорок лет. Зачем куда-то рваться из-за пустых мечтаний, если у меня все происходит здесь и сейчас?
— Как вы думаете, когда фильмы в нашей стране будут сниматься с такими же бюджетами, как в Америке?
— Тогда, когда наш зритель сможет платить в кинотеатрах достаточно денег, чтобы фильмы окупались. Сейчас при средней стоимости билета ну, условно, в сто рублей только в двадцати городах России люди могут позволить себе заплатить столько, чтобы пойти в кино. Семья, проживающая за двести километров от МКАД, уже не может. В Америке билет стоит в среднем пять-семь долларов. Пять долларов — 140 рублей. Большие деньги для россиянина. Кино развивается по простому принципу: вложили миллион, и если сможем этот миллион вернуть обратно — значит, фильмы будут снимать. Причем условия таковы, что на каждый вложенный миллион нужно, чтобы вернулись два с половиной. Только чтобы «отбить» деньги. У нас точно нет перспективы снимать блокбастеры, бюджет которых превышает $50 млн. Мы такой никогда не окупим. Единственное, что перспективно в России — снимать не ентертейнмент, не шоу, а авторское кино. У него может быть скромный бюджет по голливудским меркам, но обязательно должна быть очень хорошая идея. Если таких фильмов не будет, российская киноиндустрия умрет. И еще вариант развития событий: достаточно одного дефолта, чтобы все рухнуло. Все равно мы все на трубе сидим. Как только нефть обвалится, кончится кинематограф. Вот такая нежизнерадостная перспектива. А пока есть возможность, нужно сниматься, рубить лавандос. (Вдовиченков заканчивает предложение с интонацией своих героев-«братков» и смеется. — Re:)
— Вы сейчас очень трезво рассуждаете о своих возможностях, о перспективах нашего кино. И я не могу понять, как все же вам могла прийти в голову идея в 25 лет переехать в Москву и идти поступать во ВГИК. Как у вас складывались отношения с 17-летними соучениками?
— Нормально. С кем-то лучше, с кем-то хуже. С теми, кто в неадеквате, не складывались, а с теми, кто пришел заниматься профессией, а не демонстрацией возможностей мамы и папы, все было нормально. Было бы странно, если бы как-то по-другому. Другое дело, было немного сложно менять мировоззрение. Приезжаешь в Москву из провинции, сложно сразу понять этот город. Ну как… Если раньше я мог реагировать на происходящие со мной события одним способом, то здесь надо реагировать другим.
— А в чем разница?
— Москвичи более свободолюбивы, что ли. Не потому, что они такие крутые, просто они живут в центре, в столице. Все изменения, которые происходили с людьми в России, происходили в столице. В глубинке как ничего не происходило, так и не происходит. Были бояре, дворяне, потом пришли коммунисты, а для народа по сути все осталось прежним. А Москва такая… либеральная. И поэтому когда ты видишь неадекватную ситуацию в любом провинциальном городке, ты можешь жестко на нее среагировать и все разрулить. А тут все крутые, любят выпячивать свою независимость. Порой это глупость несусветная. Поэтому, например, в Москве, в отличие от многих регионов, очень много одиноких девушек. Потому что по российской ментальности женщина должна быть такая… немного покорная, что ли. А здесь все: «Я не такая, я жду трамвая». Ну и жди. Вот и ждут. И мне было сложно общаться. Какая-то нелепость. Говоришь: «Слушай, старик, ну зачем ты так делаешь?». А он говорит: «Это не твое дело, что хочу, то и делаю». Я не понимал. Хотя это, действительно, не мое было дело. Как-то мне было сложно себя держать в руках какое-то время. А потом привык, научился не обращать внимания, понял, что идиотов здесь больше, чем где бы то ни было.
— Вы во многих фильмах, в «Бригаде», «Бумере», играете этакого мачо. Что, по-вашему, это такое — «настоящий мужчина»? Готовясь к ролям, вы наверняка размышляли на эту тему.
— Не размышлял никогда. Это само собой получается. Когда мы что-то делаем в жизни, мы размышляем над тем, правильно или неправильно поступаем. Это нормально. У нас обычно есть возможность подумать. У моих же героев в фильмах нет времени на размышления. Человек просто действует, совершает поступки. И если он сказал, что черное — это черное, а белое — это белое, то он будет стоять на этом, доказывать свою точку зрения. Потому что он привык отвечать за свои действия. В наш век... как же это сформулировать?.. проституированных отношений можно сказать сначала «да», а потом «нет». Сначала можно сказать: «Да пошла на х*й Украина, газ перекроем». А потом сказать: «Ну, ладно. Ну, не перекроем». Мне кажется, если сказали «перекроем», значит перекроем. Или — не говори. И мои герои, они если говорят «да», то это да, а если «нет», то нет. Но прежде чем сказать, они думают. Словоблудство распространилось сейчас очень сильно, начиная от политики и заканчивая бытом. Поэтому, мне кажется, зрителям нравятся мои герои. Слово не расходится с делом.
— Вы описали не столько гендерную философию, а мировоззрение цельного человека. А у меня следующий вопрос был «Какой должна быть настоящая женщина для настоящего мужчины?». Что же, она тоже прежде всего должна думать, перед тем как сказать?.. Или — наоборот, вообще не должна думать никогда?
— Женщина… Это такое существо, которое на мой взгляд... (Вдовиченков начинает смущаться. — Re:) Изначально призвано быть… Не совсем равноценный член общества. Ну… Нельзя сравнивать мужчину и женщину. Как ракету и спичечный коробок, это просто совсем из разных областей. К тому же, это индивидуально. Кому-то нравятся такие женщины, кому-то другие. Кому-то блондинки, кому-то брюнетки, кому-то умные, кому-то глупые, кому-то с большими сиськами, кому-то с маленькими, кому-то с большой задницей, кому-то с маленькой… Поверьте моему опыту: ты можешь, будучи самым замечательным человеком, любить и настоящую тварь. Можешь понимать, что эта женщина — она тварь, но ты все равно ее любишь и ничего не можешь с этим поделать. И наоборот, женщина замечательная, ну просто божественная, может любить подонка. И что это? Необъяснимые вещи. Стало быть, идеального не существует. Не может быть четких формулировок и определений идеальной женщины для настоящего мужчины. Мне нравятся умные и красивые.
— Чем сейчас, во время интервью, занята ваша девушка, Ольга Филиппова?
— Она дома сейчас, с нашей дочкой.
— Вы не собираетесь жениться?
— Нет, не собираюсь.
— Расскажите о фильме «Тяжелый песок», в котором сейчас снимаетесь.
— Фильм по роману Анатолия Рыбакова. Потрясающий, на мой взгляд, сильнейший роман о любви, преданности, судьбе человеческой. Решили снять такой телевизионный проект. Решили не просто экранизировать историю, а снять две сюжетные линии: одна — история нашей страны в произведении Рыбакова «Тяжелый песок». Другая — история жизни самого Рыбакова. Параллельно, как бы две картины, две истории. Начали снимать три года назад летом, совсем недавно возобновили съемки. Я играю Рыбакова.
— Когда фильм выйдет?
— О, не знаю, потому что еще не сняли линию с историей России. Главная героиня еще даже не найдена. И вообще экранизировать эту историю очень сложно. События начинаются, когда главной героине пятнадцать лет, а в конце ей примерно пятьдесят. И нельзя сделать так, как в фильме про графа Монте-Кристо, где герой сначала молодой, а потом прошло время, и он уже появляется старый. Одна актриса должна сыграть все возрасты, от пятнадцатилетней до пятидесятилетней женщины. И это должна быть очень красивая женщина. Вся фишка в том, что она очень красивая. Ощущение, что из-за ее красоты люди готовы на все, судьбы мира она вершит. Плюс она должна быть гениальной актрисой. Есть очень сложные сцены. Ну, скажем, убивают ее дочь, прибивают к кресту и заставляют ее смотреть на это. И она кричит дочери, чтобы той больно не было: «Ты пой!». Она практически седеет в кадре. Молодой актрисе очень сложно такое сыграть, пожилую в фильм не возьмешь.
В театре говорят, что только в пятьдесят лет актрисы начинают понимать, как надо играть Джульетту. Актрису на эту роль искали по всему постсоветскому пространству, даже в Израиль ездили. Пока не нашли, все в подвешенном состоянии.
— Говорят, настоящие профессионалы всю жизнь чему-то учатся. Чему вы как актер учитесь в данный момент?
— Бросил курить. У меня бывают проблемы с голосом, и из-за этого бывает сложно играть на сцене. Когда я простужаюсь, например. И я решил бросить курить, чтобы легче было с этим справляться. И не как актер тоже постоянно учишься, кстати. Смотришь на мир, сегодня учишься быть добрее, завтра жестче, послезавтра еще чему-то. Мир постоянно меняется, мы тоже должны меняться.