Студенты-филологи могут подрабатывать в школах и колледжах, технари «топчут клаву», производя на свет немыслимые объемы программистского кода, медики работают санитарами в больницах. Или в моргах. Как правило, студенты работают в моргах по ночам, днем – учеба.
В работе санитара морга нет ничего экстраординарного. В его обязанности входит: прием трупов, оформление положенных документов, содействие сотрудникам милиции, ежели им срочно понадобится снять отпечатки пальцев или сфотографировать погибшего. В начале и середине 90-х санитары отвечали еще и за сохранность трупов, которые нередко похищались.
Работенка не для слабонервных, особенно поначалу. Сложно и физически, и психологически. Бывает так, что санитар не встает из-за стола целые сутки, от руки заполняя документы и принимая материал. И далеко не каждый сможет длительное время находиться по соседству с покойниками.
Стресс надо как-то снимать. Обычно снимают алкоголем. Те, кто работают в ночь, пьют как лошади. Особенно новички. Но вот странность: 80 процентов санитаров через месяц-другой завязывают пить окончательно.
Почему туда идут работать? Во-первых, санитар морга, как правило, денег получает побольше обычного санитара. Во-вторых, у будущих врачей есть возможность поассистировать профессиональным хирургам и патологоанатомам при операциях и вскрытиях.
В месяц санитар получает примерно 4-5 тысяч рублей. При нормальном раскладе – 6-7 тысяч. Это если официально. Еще есть левые деньги. Но кому что совесть позволяет. Одно дело – в неурочное время провести родственников покойного к телу, другое – обчистить у покойника карманы. А еще бывают такие странные люди, готовые заплатить кругленькую сумму за возможность побыть наедине со свеженьким женским трупом. Стоимость «свидания» – от 500 у. е. Хотя встречается такое нечасто.
– Ты не представляешь, как порой тяжко бывает, – говорит мой друг, уже три года проработавший в морге. – Не так давно позвонила мама молодого человека, который был доставлен к нам, она мне часа два рассказывала про него, какой он был хороший и талантливый мальчик, а потом стала читать мне стихи. У многих просто едет башня от такой постоянной психологической нагрузки. Я вот, к примеру, даже после трех лет работы до сих пор не могу спокойно смотреть на трупы детей. Хотя и повидал немало…
– Да почему не представляю, очень даже. А что-нибудь из ряда вон выходящее происходило?
– Кхмм… Ты знаешь, я не верю во всякую мистику, но по прошествии уже трех лет мне все равно очень часто кажется, что за мной кто-то наблюдает, когда я прохожу мимо наших постояльцев. Частенько шаги непонятные слышим, хотя за столь долгий срок работы уже научились по звукам отличать, что происходит в здании: вот заработал генератор, вот включился холодильник, а бывает такое, что сами объяснить не можем. Хотя, может, больное воображение.
– Не приходилось жалеть, что три года угрохал на такую вот работенку?
– Никак нет, не жалею. Все ж в мою копилку, по специальности как-никак работал. Как говорят компьютерные игроки: level up!