В очередной раз пересчитав деньги, оставшиеся до мучительно далекой зарплаты, понял, что в миллионеры мне не попасть. И задумался: а собственно почему? Что думает по этому поводу современная наука? Наука шарахнула по полной, подтвердив русскую пословицу: деньги идут к деньгам. И любят только тех, кто умеет их соблазнить. Научиться этому умению вполне возможно. Если вы готовы терпеть массу лишений ради такой любви...
Наука
Наука все больше склоняется к мысли, что если вдруг все деньги взять и поделить, то через некоторое время они вновь вернутся к миллионерам и покинут тех, у кого их не было. На полном серьезе обсуждается существование некоего гена богатства. Возможно, он и существует, но лучше этот вопрос вынести за скобки, а то попахивает расизмом.
А вот автор книги с пугающим названием «Нейроэтика» Марта Фарах, которая занимает совсем уж чудовищную для слуха должность директора Центра когнитивной нейрофизиологии при университете Пенсильвании, более склонна к марксистскому подходу из серии «бытие определяет сознание». Марта Фарах считает, что детство, проведенное в лишениях, влияет на развитие мозга и дает его обладателю ущербный интеллектуальный потенциал. При этом бедность не только разрушает мозг, но самое главное, разрушенный этой бедностью мозг не дает человеку возможности вырваться из бедности. То есть привыкнув жить в недостатке, человек так и производит эту модель поведения до бесконечности. Но история знает массу примеров, когда люди выбивались из грязи в князи. Соответственно, вполне возможно перестроить собственное сознание и воспитать в себе привычку мыслить «по-миллионерски». И первый этап — изучение способов этого мышления.
Экономия
Один из моих знакомых, явный кандидат на строчку в списках миллионеров, никогда не покупает в магазине полиэтиленовые пакеты. В его машине и сумке всегда лежит пара дежурных пакетов. Его нежелание лишний раз платить от трех до пяти рублей за пакет в магазине давно стала притчей среди тех, кто за пакеты платит, но миллионами не ворочает. Склонностью к жуткой экономии на всем прославился еще владелец магазинов «Икеа», а миллиарды на этом нажил американец Брайан Трейси. Последний — благодаря тому, что всех учил экономить, превратив этот процесс в получение удовольствия. Суть: если превратить процесс экономии в игру, то каждый день можно получать призовой фонд. 100 рублей в день — это 3000 в месяц. Их можно вложить в инвестиционный фонд под 25 процентов и через десять лет с учетом регулярных вложений получим 496 493 рубля. Причем, если верить миллионерам, к примеру, Дэвиду Баху, автору книги «Миллионер — автоматически», достаточно отказаться от чашки кофе с кексом. Это так и называется: «фактор латте» — средняя стоимость чашки кофе и кекса пять долларов, чтобы через год иметь почти две тысячи. А через сорок лет — 948 611. О боги! Правда, что ли, прекратить всякий раз покупать пакеты в магазине? Правда, мозг мой явно вырос в трущобах, поскольку выдает массу вопросов: где взять фонд с 25 процентами прибыли? Что будет через сорок лет со мной, тем более с этим фондом? А главное, крайне не хочется прослыть человеком, экономящем на кофе. Хотя я и подозреваю, что именно на нем и прочих дешевых мелочах делается оборот самых крупных магазинов. Того же жутко экономного владельца «Икеа». Но все сомнения мой трущобный мозг припечатывает чеканной фразой: экономия — это самый неприятный способ тратить деньги. А вот миллионер Брайан Трейси думает, что «мы слишком рано начинаем связывать боль и неприятные ощущения с экономией, а удовольствие — с покупками». Попробовал бы он это сказать моей подруге. А с другой стороны, еще вопрос, за кого б она пошла замуж: за меня, получающего удовольствие от траты, или за него, входящего в экстаз от экономии?
Хлестаковщина
Герой комедии «Ревизор» Иван Александрович Хлестаков — яркий пример того, как можно привлечь любовь денег. Просто загнуть пальцы и рассказывать о своем сказочном богатстве и влиянии. Деньги, как ни странно, к таким людям тоже притягиваются. Миллионеры в своих биографиях о подобном способе обогащения рассказывать не любят, но зато они эпизодически появляются в милицейских сводках. Достаточно вспомнить историю «МММ» господина Мавроди. Ну или старый новорусский анекдот, когда после заключения сделки один идет искать деньги, другой — вагон товара. Стоит заметить, что это вовсе не русское изобретение, достаточно вспомнить героев О’Генри и прочих зарубежных книг и фильмов. Фокус в том, что в художественной литературе за блефом как правило следует разоблачение, а уж в милицейские сводки попадают только те, кто не смог полностью вжиться в роль. В жизни же масса пошедших на блеф остались на вершине Олимпа. Выросшее в трущобах сознание подсказывает, что немало и тех, кто ушел в могилу. Но ведь мы не рассуждаем о тех, кто умер от голода на почве экономии. Это раз. А два — сейчас это уже называется не блефом, а харизмой. То есть способностью производить нужное впечатление, притягивать внимание людей и денег. Хлестаковщина — способ, конечно, гораздо более приятный, чем нудная экономия. С другой стороны, постоянный страх разоблачения может напрочь подорвать здоровье, да и последствия разоблачения гораздо более печальные. Но вот что интересно. Как выясняют все те же психологи, даже люди, достигшие жизненных высот совершенно честным трудом, очень часто испытывают страх разоблачения, ощущение того, что они незаслуженно, в силу какой-то случайности заняли чужое место. И обман этот рано или поздно откроется.
Рай под пальмой
Изучение биографий миллионеров лично меня привело к выводу, что мне миллионером не стать. Ну не настолько я люблю деньги, чтобы ради их ответной любви отказаться от других радостей жизни и вместо удовольствия от выгуливания девушки впадать в экстаз от мысли, что сегодня удалось сэкономить целых 50 рублей, которые через год станут 55 или даже 63 рублями. Если ж идти на блеф, то уж на крупный, а значит, надо рвать все существующие связи с друзьями и знакомыми, дабы кто случайно не опознал. А тогда перед кем гордиться своими миллионами?
И вот еще какой парадокс. Оказывается, миллионеры приходят к мысли, что не в деньгах счастье. Может, стоит им поверить сразу, не проходя этот сложный тернистый путь накопления богатств, чтобы потом наслаждаться бездельем, лежа под пальмой. Под пальму можно лечь сразу.