ФОРУМАРХИВРАСПРОСТРАНЕНИЕНОВОСТИRE:ДАКЦИЯRE:КЛАМОДАТЕЛЯМКОНТАКТЫ
 




Сделать стартовой
И еще...
Выборы кончились. Началась работа
Сейчас, по итогам последних предвыборных кампаний, можно уверенно сказать, что российская политическая система уже переболела «комсомольской болезнью», когда молодежные структуры любой партии могли быть только уменьшенными копиями больших партий, состоящих из таких же, только более молодых, карьеристов и бюрократов подробнее »
Папа анархия
Диана, двухлетняя дочь автора песен группы «Король и Шут» Андрея Князева, уже ждет в подарок на совершеннолетие символ небесной энергии из волшебного леса. Зачем он ей, остается только догадываться… подробнее »
Re:Акция подтверждает статус главной молодежной газеты России
Красавица и звезда Карина Барби, вручавшая нам награду НТС, неожиданно задала вопрос, который до нее почему-то никому не приходил в голову ... подробнее »
…И другие официальные «птицы»
Многое из произошедшего в политической жизни России за 2006 год легко укладывается в сюжетные линии знаменитых триллеров Альфреда Хичкока. подробнее »
Мюнхенский пепел
«Мюнхен», один из фаворитов приближающейся церемонии вручения Оскара, идет в российском прокате с 16 февраля подробнее »

Главная » Архив » Номер 22 » Гонка на выживание
Гонка на выживание
Номер: №22, "Как ВУЗу стать миллионером"
(18 июня 2007 — 28 июня 2007)

Рубрика: Обоняние
Тема: Инвестируйте меня, пока я живой…
От: Ирина Голосова


«Вот здесь, — он указал рукой на пространство от одной стены аудитории до другой, — будет железная дорога. На этом месте появятся станции, светофоры, вокзалы, пригородные платформы… да что там, даже дома и сады будут! Управлять движением поезда студенты смогут с помощью компьютера. К сожалению, здесь поместятся не больше четырех станций, иначе расстояние между ними будет слишком маленьким. А нам надо, чтобы локомотив шел не менее полутора минут.

В это время дежурный по станции студент должен успеть позвонить дежурному по соседней станции и сообщить, что локомотив отправился».

Александр Батурин, заведующий кафедрой «Управление эксплуатационной работы» в Московском университете путей сообщения, счастлив: скоро на факультете появится макет железной дороги. Длина всего десять метров — ничто по сравнению с 86 000 километров железнодорожного полотна страны... В начале века некоторые оптимисты с пеной у рта кричали, что через 30 лет поездов уже не будет, что этот вид транспорта изживает себя. Между тем лучшего способа сообщения по суше пока нет. А на российских железных дорогах вообще лежит 20 процентов грузооборота и 15 процентов МИРОВОГО пассажирооборота. Ясно, что ни самолеты, ни автомобили, ни пароходы такую ношу не вытянут. А проект струнного транспорта вообще заглох.
Управляют этими 86 000 километров люди. Их обучают всего в 10 вузах России, в том числе и в Московском университете путей сообщения (МИИТ). Причем в остальных девяти макеты железных дорог есть, в отличие от МИИТа. Еще в 1995 году здесь тоже был, но сгорел, успев отработать сорок лет. Длина того «советского» макета была 100 метров, но сейчас о нем напоминает лишь маленький игрушечный вагончик на подоконнике аудитории. А студенты уже 12 лет обходятся только компьютерами. Щелчком мышки передвигают поезда, переключают светофоры и переводят стрелки на мониторе. На новый макет нужно было 6 миллионов рублей. Плюс деньги на создание программ для него.
В апреле-мае 2006 года МИИТ участвовал в конкурсе инновационных проектов в рамках нацпроекта «Образование», но его обошли другие 17 вузов страны. В декабре 2006-го университет подал заявку на участие во втором конкурсе инновационных проектов. На этот раз повезло: в числе 40 победителей оказался и МИИТ. В течение ближайших двух лет ему перечислят 388 миллионов рублей плюс еще 124 миллиона — те деньги, которыми, по условиям конкурса, университет должен софинансировать проект. Из них 6 миллионов наконец-то пойдут на покупку макета. Потратить средства университет должен по строго поданной на конкурс заявке, по пунктам реализовывая программу. А это закупка современной микроэлектронной техники, открытие лабораторий, научных центров, закупка компьютеров, разработка новых технологий и программ обучения. А также на базе МИИТа создадут Русско-немецкий университет.
Странно, что Министерство транспорта, к которому относится МИИТ, не оказывает ему финансовую помощь. «Оно, — говорит Батурин, — и само бедное». И ОАО «Российские железные дороги» тоже помогать не хочет, хотя именно туда идут работать 70 процентов выпускников. Вуз живет на собственные доходы, правда, они у него немалые: по словам Виктора Перемышлева, представителя отдела по связям с общественностью МИИТа, в год вуз имеет не менее 2 миллиардов рублей. Из них, конечно, немалую сумму составляют деньги, которые платят за обучение студенты коммерческого отделения, но все же гораздо больший доход приносит наука и инновации: каждый преподаватель должен «заработать» вузу своими научными разработками не менее 1 миллиона рублей. «Если преподаватель не занимается наукой, то зачем он вообще нужен?» — удивляется Виктор Иванович.
Из сорока вузов-победителей пятнадцать — московские. То есть деньги по-прежнему оседают в столице. Кроме того, сам формат выдачи денег за победу в конкурсе предполагает, что получить их могут «сильные» вузы с уже наработанным инновационным потенциалом, а «слабые» так и остаются не при делах. В 2009 году министр образования и науки Андрей Фурсенко пообещал еще один конкурс. Но он будет проходить под девизом не «инновация», а «интеграция». Сначала будут интегрировать науку в образование, а потом образование в экономику. Предприниматели должны понять, что в вузах растут их будущие работники, а значит, им выгодно, чтобы знания были качественными. Для этого они должны вкладывать в университеты деньги. В общем, государство всеми силами пытается избавиться от обязанности давать деньги университетам, даже посредством конкурсов.
Возникает закономерный вопрос: если государству «не нужно» образование, то зачем нужно государство со всеми его нуждами образованию? «По привычке»?
 
Справка № 1
Первый конкурс инновационных проектов прошел в апреле-мае 2006 года. Заявки оформлялись по образцу: вузы должны были описать задачи, планируемые мероприятия, обозначить, сколько денег потребуется, и подробно расписать, на что и как их планируется потратить. В конкурсе участвовало 200 вузов. Экспертная комиссия из представителей системы образования, бизнеса и власти отобрала 17 лучших. Они получили 10 миллиардов рублей. Все вузы практически одинаково распределили средства в своих заявках: 80 процентов на приборы, оборудование и лаборатории, 15 процентов на новые программы, методические пособия, библиотеки, Интернет и только 5 процентов на повышение квалификации преподавателей. Вузы модернизировали более 300 лабораторий, а около 2000 преподавателей прошли стажировки. Томский государственный университет установил суперкомпьютер, выполняющий 12 триллионов операций в секунду (в 6000 раз быстрей, чем обычный ПК). Пока это самая мощная машина в Восточной Европе. Она стоит на площади 72 квадратных метра, здесь же запущены два компьютерных класса на 12 пользователей каждый и два центра коллективного пользования по 4 рабочих места. Университет уже заключил договор с конструкторским бюро им. Сухова и теперь учащиеся под контролем профессоров на суперкомпьютере рассчитывают прочность крыльев для нового самолета. Стоимость компьютера почти 51 млн рублей. Московская медицинская академия закупила оборудование для виртуальной лаборатории клинической практики. Санкт-Петербургский государственный горный институт создал 3 полигона для полевой практики студентов. Московский государственный институт электронной техники открыл многофункциональный нанотехнологический комплекс «Нанофаб-5».
 
Справка № 2
Второй конкурс инновационных проектов стартовал 1 декабря 2006 года. В нем не могли участвовать 17 вузов, уже получивших гранты. Из 267 присланных заявок комиссия отобрала 40. В этот раз грантовый бюджет в два раза больше: 20 миллиардов рублей. Деньги перечислят в течение 2007–2008 годов. Больше всех получит Новосибирский государственный университет — 930 миллионов рублей (софинансирование 186 миллионов), а меньше всех — Вятский государственный университет — 201 миллион (софинансирование 42 миллиона).
 
Приоритетные направления университетской науки
 
Нанотехнологии
Санкт-Петербургский государственный университет: создание высокоэффективной лазерной, плазменной, взрывной, термической и химической технологии обработки материалов, что улучшит внешние и внутренние свойства любого продукта.
Тамбовский государственный университет: открытие научно-образовательного центра «Наноструктуры и нанотехнологии». Разработка аппаратуры для испытания и аттестации наноструктур, подготовка к производству универсальных нанотестеров механических свойств наноструктурированных материалов и изделий.
Томский политехнический университет: разработка нанопорошков, нановолокон, нанофильтров и наноструктурных покрытий.
 
Запуск спутников
Уфимский государственный университет: запуск спутника на высоте 36 тысяч километров над Землей. Он будет совершать оборот вокруг Земли за 70-80 минут. Его задача — передавать изображения и прочие летные параметры в Интернет в режиме онлайн. Стоимость спутника — 120 млн рублей.
Московский инженерно-физический университет: запуск спутника для измерения солнечных вспышек и распространения солнечного ветра. Зондируя Землю и космос, он будет прогнозировать природные и техногенные катастрофы.
Санкт-Петербургский политехнический университет: с помощью радиолиний связаться с образовательными спутниками серий OSCAR (радиолюбительский спутник) и CubeSat (американский исследовательский микроспутник, созданный студентами).
 
Топливно-энергетический комплекс
Российский государственный университет нефти и газа им. Губкина (Москва): создание компьютерной модели нефтегазового предприятия: виртуальные буровые установки, нагнетательные и добывающие наземные насосные агрегаты, оборудование для сбора и очистки нефти. Полная визуализация процессов, происходящих в пластах и скважинах, обучение студентов на геологических и гидродинамических моделях настоящих геологических объектов.
Дальневосточный технический университет: открытие полигона испытания и эксплуатации нефтегазопровода. Создание российско-китайской лаборатории глубокой переработки угля. Студенческий обмен с китайскими, американскими, немецкими и бразильскими университетами.
 
Железнодорожный транспорт
Московский государственный университет путей сообщения: создание макета железной дороги: мини-РЖД. Она будет оборудована рабочими местами дежурных по станции (отправление, прием, пропуск поездов) и диспетчеров (управляют движением поездов по нескольким станциям). Для студентов полностью имитируется перевозочный процесс, они изучают варианты пропуска поездов как в нормальных условиях, так и при авариях.
Дальневосточный университет путей сообщения (Хабаровск): создание научно-образовательного центра транспортных технологий и логистики, лаборатории металлографических исследований и химического анализа, центров тормозных систем и геоинформационных технологий. Совместно с компанией Siemens — открытие российско-немецкого института для подготовки работников с экологически чистым и высокоскоростным транспортом. Создание крупнейшего транспортного университета, выпускающего специалистов мультимодальных перевозок. Разработка технологий прокладки и эксплуатации железных дорог в условиях низких температур (сегодня строится дорога на Якутск, а в планах — строительство пути в Магадан и на Чукотку).
 
Проекты развития региона
Дальневосточный технический университет: открытие кафедры «Морская гидродинамика» и лаборатории изучения морской гидродинамики судов. Проведение исследований в области судостроения, промысла, добычи нефти и газа на шельфе.
Российский государственный университет им. Канта (Калининград): создание Балтийской морской станции, лаборатории экологического мониторинга, химического анализа, микробиологии, химико-аналитического центра. Мониторинг экологии Балтийского моря, изучение климата, природных и антропогенных катастрофических явлений Калининградской области, ветроэнергетического потенциала; организация морских экспедиций, разработка технологий берегозащиты, изучение продуктов питания, биологически активных добавок, кормов, плазмы крови.

Всего оценок: 4, средний балл: 5
» Комментарии

← Предыдущая статья Вернуться к содержанию Следующая статья →
Статьи автора:
» Верь минуте текущей
» Яйца всмятку и вкрутую
» Женщины, которые доказали, что пол в политике не имеет значения
» Запудренные мозги
» Мы утверждаем

Статьи рубрики:
» Настя Каримова, aka karisha777: «Я не хочу, чтобы за меня кто-то решал»
» Держи меня, соломинка
» Очки Ивана Демидова
» Клик удачи
» Точка в списках




Оставить комментарий:
Ник:
E-mail:
Введите код, который вы видите на картинке:



Поиск
Rambler's Top100 © "RE:АКЦИЯ". Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-19561 от 11.02.2005
При перепечатке материалов ссылка на reakcia.ru обязательна
Создание сайта - alsd.ru