Богатые богатеют. А бедные?
Я поспорила с главным редактором. Он утверждает, что гранты надо давать вузам с наработанным инновационным потенциалом. У них уже есть современные оборудованные лаборатории, научные центры и виртуальные мастерские, которые надо делать еще лучше, «лакировать», приобретая нужное, но не необходимое.
Не могу согласиться. Студент не виноват, что учится в университете города N, которому отказали в гранте, а не в Инновационном Вузе, который все время получает деньги от государства. Студент не виноват, что в его вузе нет современных научных центров, а в лабораториях стоит оборудование «времен Очакова и покоренья Крыма».
Между тем Министерство образования действует как раз по логике главного редактора. Например, МИИТ: здесь уже есть шикарная виртуальная лаборатория, ну подумаешь, нет только макета железной дороги. А ведь макет несильно корректирует учебный процесс, просто делает его чуть наглядней. В этом месте не могу не вспомнить Курский государственный университет, где для студентов исторического факультета единственная «наглядность» — старые, лохматые, пришитые к рейкам карты (внимание!) для 4 класса. Этот вуз тоже участвовал в конкурсе инновационных проектов, но, понятно, не выиграл. Потому что у КГУ пока нет инновационного потенциала, он еще не подготовлен к внедрению нового и современного. Вот таким вузам только и остается ремонтировать старое.
И еще: из сорока вузов, получивших деньги, пятнадцать — московские. И совсем не потому, что они больше нуждаются в обновлении, внедрении инноваций. Все наоборот: просто это самые престижные вузы страны. Конечно, здесь можно возразить: это конкурс, а в конкурсе выигрывают лучшие, но тогда проблема в том, что государство-то просто так гранты вузам не дает. Деньги вузы ищут сами, а много насобирать у них не получается. Добавлю, что по условию конкурса вуз должен софинансировать проект не менее чем двадцатью процентами от запрашиваемой суммы. Таким образом, от участия в конкурсе уже сразу отпадает множество университетов.
Так вот, что лучше: подравнять государственными грантами все вузы под одну гребенку или увеличить разрыв в научном потенциале университетов? Стоит ли окончательно превращать одни университеты в престижные и конкурентоспособные, а другие в «отхожие места», куда «отходят» все студенты, которым не удалось поступить в инновационный и престижный вуз?
Спор с главным редактором закончился также внезапно, как и начался. Он, как обычно, сказал: «Напишите об этом». Я написала.