Хотя история и напоминает сказку про Золушку, она совершенно реальна. Муниципальное депутатство — cлужба, в общем, неблагодарная. Эта работа не дает никаких материальных привилегий за исключением разве что бесплатного проезда, но дает своему обладателю определенный социальный статус («депутат — звучит гордо!»). Но опыт наведения порядка в стране начинается с опыта наведения порядка в своем дворе. Для многих девушек и молодых людей муниципальные выборы — это первая ступенька карьерной лестницы и неплохая строчка в профессиональной биографии. Вот несколько типичных историй первого шага.
Избирательная кампания за карманные деньги
Кто: Роман Терюшков, 1979 г. р., член партии «Единая Россия».
Где: Тимирязевский район города Москвы. Стал депутатом в 2004 году, собирал подписи.
Сложности: проблем с админресурсом, конечно, не было. Но были некоторые трудности со сбором подписей: примерно 70 процентов людей, которым звонишь в дверь, посылают на … или говорят, что не хотят общаться. На выборах у Романа был пожилой соперник, местный архитектор, но жители захотели увидеть молодого человека в качестве депутата: «У меня был лозунг: «Энергия молодых во благо района». А так я особо над своим избирательным имиджем не работал».
Деньги: «Мне своих средств вполне хватило».
Чем занимается: «Я стараюсь грамотно перераспределять районный бюджет по мере возможностей. Хотя, конечно, у моих полномочий есть жесткие рамки — большие проекты типа строительства новых зданий не в компетенции муниципальных депутатов. Мне нравится эта работа, потому что есть возможность пообщаться с большинством избирателей. Это ведь не Государственная дума, в которой со всеми избирателями чисто физически невозможно встретиться и поговорить».
Как депутатская корочка помогает в обыденной жизни: «Разве что инспекторы ГИБДД общаются чуть вежливее обычного. Впрочем, случается и наоборот».
Карьерный рост: работает руководителем аппарата московского отделения движения «Молодая гвардия Единой России».
Как покраснела хакамада
Кто: Марья Марусенко, 1985 г. р.
Где: район «Богородское» города Москвы. Избралась не по партийным спискам, а самовыдвижением (сама подала заявку в избирательную комиссию).
Сложности: «Дело в том, что я тогда была крашена в черный цвет. И люди почему-то по листовкам меня начали принимать за Хакамаду. Вроде мы и не похожи, но это не мешало некоторым на меня кричать: «Ах ты продажная либеральная сволочь!». Даже с веником выскакивали как-то. Мне приходилось объяснять людям, что я не Хакамада вовсе. В итоге, чтоб быть похожей на школьницу, я начала надевать на волосы большой розовый бант. И тогда на меня перестали кидаться с упреками, а начали говорить: «Наша Марьюшка, наша деточка в депутаты идет».
Деньги: кампания стоила около 200 у. е.
Чем занимается: в данный момент Марусенко занимается трудными семьями и трудными подростками. «А больше сделать-то мы ничего не можем. Мы ничего не решаем: строить ли новый дом или же не строить. Власти Москвы застраивают районы, лишают детей детских площадок, лишают их мест отдыха. Уничтожаются скверы, зеленые горки. И это несмотря на огромное недовольство со стороны москвичей. А кто у жителей оказывается крайний? Тот, кто ближе. И как я могу человеку объяснить, что мы этим не занимаемся?»
Как депутатская корочка помогает в обыденной жизни: «Лично мне от корочки есть пара плюсов. У меня есть бесплатный проездной на месяц. Который я смогла бы и сама себе покупать. Но мне как студенту, безусловно, от этого легче. На акциях моя ксива иногда помогает, иногда — нет. Например, когда нас в ноябре 2006 года задержали у Администрации президента — мне она не помогла. Меня первую же начали тащить в машину, забрали в отделение. А вот непосредственно в отделении депутатское удостоверение мне пригодилось. Продержали меня там где-то час, даже протокола не составили. Дежурный связался с прокурором, после чего ко мне бегом подлетел начальник отделения, отдал «корочку» и шепотом на ушко сказал: «Простите нас. Мы вас не задерживали».
Карьерный рост: Марусенко стала видным функционером «Союза коммунистической молодежи».
Было ощущение, что меня избрали в сумасшедший дом
Кто: Александр Закондырин, 1984 г. р., бывший член партии «Яблоко».
Где: Войковский район города Москвы, Избран 16 мая 2004 года. Выдвигался от общественной организации (соответственно, без залога и без подписей).
Сложности: «Как только ты начинаешь кампанию, тебе тут же начинают мешать. Меня пытались снять с выборов, но я выиграл суд с избирательной комиссией. После чего избирком начал срывать листовки руками дворников-таджиков. Тогда я начал клеить листовки в другом избирательном округе — в парке Покровское-Стрешнево, куда люди из моего округа ходят гулять. Потом появилась какая-то «пожилая жительница района», которая писала в листовках, что знает меня, знает про мое «темное прошлое» и считает, что «молодые Чубайсы всех ограбят». Это все потому, что местные власти думают так: «Молодой — не надо рваться, надо опыта набраться». Мы ездили на машине по району с мегафоном, агитировали за меня голосовать — на нас писали заявление в милицию за нарушение общественного порядка, хотя мы это делали не в ночное время. Был и черный пиар: какие-то люди ломились к жителям в квартиры в пять утра и требовали голосовать за Закондырина. А еще на встречу с избирателями приходил мужик с арматуриной. В общем, было весело. Я считаю, что чем больше молодых людей участвует в муниципальных выборах — тем лучше. Это тренировка для нервов и мозгов».
Деньги: по сведениям разных источников, кампания Закондырина стоила от 4500 до 10 000 долларов. Это одна из самых бюджетных кампаний в истории муниципальных выборов.
Чем занимается: «Когда я начал работать в муниципальном собрании, у меня было ощущение, что я попал в дом сумасшедших. Мои коллеги не знали элементарных экономических понятий! Тем не менее статус депутата позволяет мне помогать конкретным людям, например, озеленять дворы, менять сантехнику нуждающимся пенсионерам. Также я смог уволить бестолкового бухгалтера из муниципалитета, свозить местных трудных подростков на экскурсию в СИЗО».
Как депутатская корочка помогает в обыденной жизни: «Я практически не пользуюсь корочкой, по крайней мере, гаишников ею не пугаю и пьяным за рулем не езжу. От бесплатного проезда в общественном транспорте я отказался, то есть у меня вообще нет никаких привилегий».
Карьерный рост: Александр Закондырин работает ответственным секретарем межфракционного объединения «Наша столица», помощником депутата Госдумы, а также сотрудником «Национальной резервной корпорации».
В депутаты въехала на панке
Кто: Юлия Малышева, 1980 г. р., член партии «Союз правых сил».
Где: Ярославский район города Москвы. Первый раз победила в выборах в 19 лет. Избиралась во второй раз в 2004 году, оба раза собирала подписи для своего выдвижения.
Сложности: избирком хотел снять с выборов якобы за «незаконную агитацию». Незаконной агитацией местная комиссия сочла наблюдателей Малышевой, которые присутствовали на каждом участке. По словам Малышевой, «это были очень сложные выборы». Но после победы отношение в управе резко изменилось, Юлю начали называть «Юлией Сергеевной» и вообще всячески зауважали. Сейчас по квартирам ходить труднее, чем в конце 90-х, бабушки больше не угощают чаем, а многие люди вообще не открывают дверь.
Деньги: обе избирательные кампании оплачивала партия. Было потрачено около 400 у. е. на полиграфию. Агитацию и наблюдение на выборах обеспечивали Юлины друзья («Среди них был даже один панк», — улыбается молодой депутат) — понятно, что их помощь была безвозмездной.
Чем занимается: «Раньше нам удавалось договариваться с ДЭЗами, согласовывать застройку, было больше возможностей. Однако в последние несколько лет наши полномочия существенно сократили, так что сейчас приходится заниматься более локальными, частными проблемами жителей».
Как депутатская корочка помогает в обыденной жизни: «Когда столичные власти не разрешают нам проводить митинги и пикеты, приходится выступать несанкционированно. На этих акциях корочка хорошо защищает от произвола милиции. Ментам приходится уважать права человека».
Карьерный рост: Юлия Малышева успела поработать в Институте экономики переходного периода, в Администрации президента, а в 2006 году стала лидером «Народно-демократического союза молодежи».