Бог пришел к народу или к пророку и рассказал, как в него следует верить. Приверженцы почти всех религий убеждены, что их вероучения рождались именно таким образом. Но откуда он пришел? Трудно сказать, как обстояло дело с религиями, которым уже тысячи лет, а вот откуда пришли боги некоторых культов, возникших в XX веке, можно проследить очень хорошо. Из самых неожиданных мест.
Као Дай. Бог из контрразведки
В романе писателя Валерия Суси «Привет с того света» рассматривается интересный вариант происхождения христианства. Будто бы это была подготовленная в Риме под руководством философов-киников спецоперация. Они якобы рассудили, что для сохранения единства империи надо внедрить монотеизм, но, чтобы все казалось естественным, новая вера должна прийти из низов, да еще и из какой-нибудь дикой провинции. Выбрали Иудею, набрали там смышленых мальчишек в возрасте шести-семи лет, привезли в Рим и до тридцати лет обучали их философии, ораторскому, воинскому и торговому искусствам, а заодно присматривались, выбирали, кто из них убедительнее будет смотреться в качестве Сына Божия. Фантастика? Конечно, фантастика. Но случалось нечто похожее и в реальности. Не с таким, правда, размахом.
В 1920-е годы в части Французского Индокитая, ныне известной как Вьетнам, начинался рост национального самосознания и, соответственно, освободительного движения. Как и многие национально-освободительные движения того времени, вьетнамское насквозь было пропитано марксизмом. Естественно, что французам все это не нравилось: никто не любит терять то, что считает своим. Процесс необходимо было срочно взять под контроль. Но как?
И вот во французских спецслужбах рождается гениальный проект: придумать для вьетнамцев новую религию. В ней должны были быть: во-первых, национальная вьетнамская составляющая, чтобы вытеснить национальное из плоскости политической в плоскость религиозную; во-вторых, мощная составляющая, воспитывающая уважение к французской культуре; в-третьих, составляющая марксистская — пусть лучше жители колоний молятся Ленину, а не читают его вредные книжки. Идею одобрили. И вскоре вьетнамцы-чиновники из французской колониальной администрации стали один за одним получать откровения от высшего божества по имени Као Дай. Существо поведало добросовестным службистам, что это оно было Буддой Гаутамой и императором Хуан Ди, оно создало христианство, даосизм, буддизм и заодно гуманизм, а самое главное — назвало своих святых, особых людей, сделавших многое для него и для человечества. Молиться Као Дай следует именно через этих святых. А теперь — сюрприз — имена этих достойных детей божьих: русский революционер и вождь мирового пролетариата Владимир Ленин, умученная инквизицией французская девственница-воин Жанна д’Арк, китайский революционер-гоминьдановец Сунь Ятсен, китайский же классический поэт Ли Бо, отлученный от православной церкви великий русский писатель Лев Толстой и другие хорошие люди. Самый главный святой, конечно, француз — поэт-гуманист Виктор Гюго.
Контрразведчики выбрали безошибочный метод распространения новой религии: через тех, от кого многие люди сильно зависят и кем легко управлять, — через чиновников. Новая религия была зарегистрирована в 1926 году. Основателями стали пятеро чиновников. Вскоре они посвятили в учение еще 247 своих коллег. А через неполные два года каодаистов во Вьетнаме было уже 26 000. Вот она — сила административного ресурса!
Главной религиозной практикой в «Као Дай» было названо «тхиен ди» — удержание ума от блужданий. Приходят в голову смелые идеи? Это плохо, это влечет за собой дурные кармические последствия. Удерживай ум!
Правда, ни тхиен ди, ни Као Дай, ни даже Виктор Гюго не помогли Франции удержать Вьетнам. Она давным-давно его потеряла. Однако химерическое изобретение парижских штабистов продолжает жить и сейчас. Вьетнамцам приятно осознавать, что Бог общается через своих избранных из людей всего мира святых именно с ними, жителями маленькой, но гордой страны. В современном Вьетнаме более двух миллионов каодаистов, а их главный храм — жемчужина международного туризма: кому не интересно посмотреть, как сотни пышно одетых священников молятся Гюго и Ленину?
Попытка перенаправить национальное самосознание в молитву за несколько десятилетий выродилась в туристический бизнес.
Карго. Американские боги
Во время Второй мировой войны американцы устроили на островах Тихого океана множество военных баз для действий против Японии. Расквартированным там военным самолеты доставляли огромные ящики с консервами, галетами, медикаментами и прочими необходимыми вещами. Военные не жадничали и с радостью делились всем этим с островитянами.
При этом надо понимать, что представляло собой в те годы население Меланезии и отчасти Микронезии. Это были племена, жившие в джунглях, охотившиеся с примитивным оружием на скудную островную фауну, добывавшие соль из вымоченных в соленых лужах пальмовых стеблей и далеко не каждый месяц имевшие в рационе мясо. Причем убитую свинью готовили на все племя, мясо доставалось только охотникам, а женщины и дети довольствовались объедками и приготовленными рядом с мясом и впитавшими его аромат плодами. И вдруг — появляются высокие люди в странной одежде, к ним регулярно прилетают огромные серебряные птицы и привозят — просто так, без всякой охоты! — нежное жирное мясо и сладкое густое молоко в странных блестящих цилиндрах…
Островитяне решили, что боги спустились на землю и наступил рай. А вот «боги» на островах вовсе не чувствовали, что они в раю: грязища, мухи, экзотические болезни и никаких благ цивилизации. Да еще и питаться одними консервами! Ад да и только. Поэтому сразу после капитуляции Японии базы были свернуты, а «боги» вернулись в Америку.
Островитяне расстроились: не падает больше груз (по-английски — «cargo») с неба, опять приходится жить охотой и собирательством. Им не хотелось верить, что это навсегда. И они стали ждать второго пришествия груза. Заброшенные склады превратились в места поклонения, туземцы стали подсвечивать кострами оставшиеся от американцев взлетные полосы, а когда это не помогло, начали строить «приманки для богов» — деревянные самолеты в натуральную величину. Чтобы боги были уверены, что островитяне достойны рая, местные жители стали во всем подражать богам: ходить строем, носить сделанные из коры наушники с антеннами из стебельков, махать флажками из пальмовых листьев… Они долго ждали, что «придет груз и настанет Америка». Очень долго. Где-то до середины 1970-х годов. А жители острова Танно в Вануату ждут до сих пор.
Читая об этом, невольно вспоминаешь дикие идеи всяких сумасшедших уфологов о том, что древние ацтеки и майя поклонялись то ли инопланетянам, то ли викингам, и думаешь: а чем черт не шутит?
Растафари. Заморский бог-император для нищих негров
Рас (князь) Тафари Маконнен был парень не промах. Когда его дядюшка император Менелик II в 1913 году не в шутку занемог и помер, оставив эфиопский трон своей пожилой вдове, Тафари, не имевший никаких прав на престол, развил бурную деятельность: сформировал собственную полицию, пригласил русских офицеров, чтобы они помогли ему создать профессиональную армию европейского типа, приблизил к себе самых умных из молодых и активных аристократов. А когда в 1930-м тетушка Завдиту последовала за своим мужем в мир иной, Тафари стал императором, взяв себе тронное имя Хайле Селассие I. Законного же наследника заковал в золотые (царский жест!) кандалы и отправил в провинциальную тюрьму. Да, в Эфиопии тоже есть провинция… Благодаря реформам и дипломатии Хайле Селассие (кстати, с амхарского это имя переводится как «сила Святой Троицы») Эфиопию приняли в Лигу Наций, с ней стали считаться. И это в то время, когда все до единой остальные страны африканского континента были колониями европейских держав. Правда, в 1935-м Эфиопию аннексировала фашистская Италия, но уже в 1941-м Великобритания помогла Селассие вернуться на трон.
А в это время в бедных негритянских кварталах Ямайки и США проповедовал Маркус Гарви. «Нас привезли сюда как рабов, — говорил он своим черным братьям, — мы живем в нищете, но однажды воцарится в Эфиопии мессия из колена Давидова и пришлет за нами корабли». Проповедь Гарви была переиначенным христианством: «Джа» на ямайском негритянском диалекте английского — «Иегова». Избранным народом у него были негры, Христос и Мария были черными, нельзя было пить пшеничный и виноградный алкоголь («Потому что дома, в Эфиопии, мы будем пить пальмовое вино»), а новый мессия ожидался со дня на день.
И тут все газеты пишут о блистательной победе над фашистами и возвращении на трон черного царя, род которого, согласно официальной родословной, восходит к царю Соломону и царице Савской. «Yeah!» — говорит себе Гарви, отрывая счастливый взгляд от новостной колонки, и немедленно провозглашает Хайле Селассие черным мессией, а свою веру переименовывает в растафарианство. Растаманские общины растут как на дрожжах по всему американскому континенту и на близлежащих островах, особенно на Карибах. Черные американцы курят травку (ну, раз виски пить нельзя) и под музыку регги ждут, что за ними вот-вот придет флот нового мессии и отвезет их в земной рай. Флота все нет, но трава помогает ждать.
И вот в середине 50-х эфиопский император вдруг узнает, что на далекой Ямайке («Ммм… Адъютант, где это? Ого, как далеко…») его считают Богом. Селассие расчувствовался и, хотя роль черного мессии ему не нравилась (эфиопы не считают себя черными и постоянно подчеркивают, что относятся к особенной расе, одинаково далекой как от белых, так и от негров), решил выделить растафарианцам пару сотен гектаров сельскохозяйственных угодий. Никаких кораблей он, правда, за ними не послал («Господа, я — не транспортная компания!»), но несколько десятков семей перебрались туда с Ямайки своими силами. И что они увидели? А ничего — голую необработанную землю. На обратную дорогу денег уже не было, и люди, привыкшие хоть и к нищете, но нищете с водопроводом и электричеством, стали пытаться выживать.
Боб Марли, самый, пожалуй, популярный среди растаманов певец регги, в 1974 году посетил этот рай на земле и был так неприятно удивлен, что перешел из растафарианства в православие.
В том же году социалистическая революция во главе с частичным тезкой императора полковником Менгисту Хайле Мариамом свергла Селассие. Рас Тафари был убит, а его тело было без почестей закопано под дворцовым туалетом.
Но растаманы есть до сих пор. Правда, они изменились. Они уже не ждут кораблей. Более того, изрядная их часть — белые. Они слушают регги и курят травку — для наступления «внутренней Эфиопии». Им это просто нравится. Как поет Гера Моралес из русской растафарианской группы «Джа Дивижн»: «Джа научил растаманов курить ганджа. Ганджа вставляет так, что всё». Интересно, что бы сказал об этом Маркус Гарви?
Церковь объединения. Всеобщие родители из Кореи
Многие ли люди готовы назвать свою семью идеальной? Все ли могут, положа руку на сердце, сказать, что живут в мире со своими родителями, детьми? Видимо, нет. Иначе пресловутая проблема отцов и детей не была бы одной из центральных тем мирового искусства и литературы, от античного «Царя Эдипа» до голливудского фильма «Кен Парк». Многие исследователи считают, что само понятие Бога родилось из желания иметь идеального Отца. Именно эту проблему эксплуатирует в своем вероучении корейский проповедник Сан Мён Мун, основатель так называемой Церкви объединения.
Истинными всеблагими родителями человечества, по его мнению, должны были стать Адам и Ева. Но они совершили грехопадение, чем и обрекли людей жить в страдании, в том числе в страдании из-за несовершенства семейных отношений. Вторую попытку создать «совершенных родителей человечества», если верить Муну, Бог осуществил, послав в мир Христа. Христос должен был жениться и стать основателем первой истинной семейной пары. Но римские власти его убили. Таким образом, его миссия осталась незавершенной. И вот прошло почти две тысячи лет, и в мир пришли Мун и его жена Хан Хак Джа, первая совершенная пара, которая и должна стать «истинными родителями» для всего мира. Самомнение, конечно, завидное. Видимо, в окружении Муна с детства все семьи были столь ужасными, что, когда у него самого все сложилось хорошо, он увидел в этом особенный божественный промысел. Но несчастных детей оказалось так много, что «детей» Муна, то есть последователей его церкви, в мире уже миллионы. Все они верят в то, что чета Мунов — это такой парный мессия, который всех сделает счастливыми. Правда обрести счастье не очень просто. Для этого надо жениться (выйти замуж). И не за кого хочешь сам, а за кого скажет великий Мун. Пары «истинный родитель» выбирает по фотографиям, просматривая их ежедневно на протяжении многих десятков лет сотнями, а то и тысячами. И устраивает пышные массовые свадьбы с «родительским благословением». Но чтобы получить это почетное право, надо сперва поработать на церковь, а именно — принести в нее как можно больше денег. Если к вам подходили на улице юноши и девушки с идиотически счастливыми глазами, представлялись членами студенческой благотворительной организации C.A.R.P. и просили купить у них переводную картинку по цене ужина в хорошем ресторане — это были они, дети «истинных родителей». Добытчики. Все в семью. В истинную семью, разумеется.
Говорят, быт мунитских общин близок к казарменному, говорят, за недополучение запланированной дневной выручки от торговли на улицах никому ненужными безделушками адептов строго наказывают, но общины растут из года в год (несмотря на то, что во многих странах Церковь объединения признана деструктивной сектой и запрещена, отсюда и маскировка под всякие «студенческие организации»). Потому что людям хочется простого семейного счастья. Но они при этом до такой степени не представляют, как оно выглядит, что готовы поверить, что странные порядки, заведенные «истинными родителями», — это оно и есть.