…Здесь не увидишь припаркованных лимузинов, красную ковровую дорожку и толпу ревущих папарацци, жаждущих отснять скандальную светскую хронику. Нет гламуру, пафосу и китчу — такова негласная концепция премии «Обложка года — 2006». В этом году конкурс проходит уже в 7-й раз. Выбранный для проведения церемонии театр имени Н.И. Сац как нельзя лучше отвечает формату мероприятия — по сути камерной премии для профессионалов. Атмосфера здесь царит душевная, а антураж детского театра расслабляет и настраивает на радостный лад уже при входе в фойе. Радоваться и правда есть чему — представленные в 11 номинациях обложки-победители были выбраны из 200 изданий и более 700 обложек этих изданий. Еще большую ценность призу — изящной золотой статуэтке–циклопу, очень напоминающей «Оскар», — добавляет тот факт, что голосование было наполовину народным. Любой желающий мог зайти на сайт премии и проголосовать за понравившуюся обложку. Результат суммировался с оценками профессионального жюри и… вот они — победители! В номинации «Молодежные издания» победа досталась «Re:Акции». Обложка мартовского номера никого не оставила равнодушной — зал заметно оживился, увидев на большом экране красивую женскую попу с нарисованной на ней белой надписью «8 марта». Другие обложки-победители были не менее эффектны, как и их создатели. Все эти элегантно одетые дамы и господа делают сегодняшнюю прессу. Прессу, способную побеждать. Главные редакторы, корреспонденты, фотографы и даже годовалые дети-модели с обложки победившего в номинации «Детские издания» журнала «Аистенок» преисполнены чувством гордости за общее дело. Маленьким моделям настолько понравилось стоять на сцене, что их пришлось уносить на руках. Взрослые были скромнее. Вот они по очереди поднимаются на залитую светом сотен лампочек сцену, забирают премию и подарки, которые им вручают звезды отечественной тележурналистики — Марианна Максимовская, Ольга Шелест, Александр Анатольевич, Анастасия Чернобровина и другие, произносят короткую речь и снова уходят в тень. Там, в темноте зрительного зала, откуда они продолжают наблюдать концерт популярных исполнителей и звезд шоу-балета «Тодес», их лиц почти не разглядеть. Им это и не нужно. Их лицо — это обложка их издания. Обложка, ставшая лучшей.
ЗАЧЕМ ПРЕМИИ СОИСКАТЕЛИ?
После объявления номинации «деловые издания» танцоры балета «Тодес» вышли на свой номер в черных костюмах и галстуках и в белых рубашках. Наверное, на языке танца это называется «деловой стиль», хотя еще в каноническом фильме «Люди в черном» было отмечено, что так одеваются гробовщики. Чуть более жизнерадостными были энергичные фаллоимитирующие жесты под громкое «Ха!», многочисленные сальто и па а-ля «контуженный робот». В голову закрадывалась мысль, что если бы артистов переодеть в космическое, физкультурное или голое, то этот же танец мог бы символизировать номинации научно-технических, спортивных или эротических изданий. Но, видимо, по задумке хореографов танец должен был донести до нас другую глубокую мысль: какая обложка — такое и издание, что внутри и есть ли там что-нибудь — неважно.
По гамбургскому счету, достаточно самой церемонии, статуэтки, киноартистов, художественных гимнасток и балета «Тодес» с Валерием Сюткиным в музыкальных паузах, чтобы договориться с широкой публикой о том, какие обложки отныне считаются лучшими. Голые девичьи спины, детства чистые глазенки и мрачные рогатые шлемы прекрасны и без скромных газетно-журнальных логотипов.
Одна незадача: каким-то образом надо осведомить широкую публику об актуальных образах и символах. Тут-то на подмогу и приходят издания, которым предначертано информировать публику разной степени ширины.
Что интересно: почти все эти издания выходят с обложкой.
ЗАЧЕМ ИЗДАНИЯМ ОБЛОЖКА?
Сообщение о том, что наша кондитерская фабрика выиграла конкурс «Обертка года» в номинации «Фигурные шоколадные пустотелые», застало сладкий коллектив врасплох.
Для участия в церемонии пришлось снять со смены Машу П., с которой снимали мерку для новогоднего шоколадного зайца; и директор фабрики Степанов был вынужден прервать длившуюся уже полтора года дегустацию тянучки.
Извечный спор о том, влияет ли обертка на вкус конфеты, завершился безоговорочной капитуляцией скептиков: да, обертка имеет значение!
Пусть на фантике изображена белочка, а начинка — совсем не филе белочки, а фундук; пусть шоколадные изделия с репродукциями русских передвижников не прибавляют сладкоежкам художественного кругозора; пусть в фойе детского театра им. Н.М. Сац между взволнованными, но не очень юными журналистами, ожидающими начала церемонии «Обложки года», в поисках куда-то пропавших детей бродят анахроничные снегурочки и напомаженные сумоисты, особенно жуткие не из-за безжизненно-белого грима, а из-за вопиюще неуместных носков с физкультурными символами; пусть «Re:Акция» спрячет материал об уличных художниках-философах под обложку с изображением почему-то белых спичек на почему-то синем фоне — это все мелочи. Главное: форпосты выставлены, фасады выстроены, мейк-ап наведен, а что внутри — узнаете позже, когда первое впечатление будет уже получено, переварено и забыто.
Обложка должна быть, потому что она должна быть всегда. Читатель, летящий на обложки печатных изданий, простит, как прощает конфетам шуршащую фольгу.
А еще обложка может выиграть премию.
ЗАЧЕМ ОБЛОЖКАМ ПРЕМИЯ?
Шелест и Александр Анатольевич выходят на сцену вручать «Rе:Акции» приз, осторожно по сцене ступая и с опаской озираясь, и первым делом спрашивают вверх и в темноту: «А чой-то мы награждаем молодежную?..». Верх и темнота голосом ведущего участливо переспрашивают: «Вы думаете, вам уже пора «Вестник ЗОЖ»? «Ага, ага», — с готовностью кивают Шелест и А.А. Но не тут-то было.
На культурном языке это называется «позиционирование». По капризу конкурса «Обложка года» двое популярных телеведущих еще сезон в представлении широкой общественности будут связаны с личиной молодежной прессы.
Каждый конкурс по-своему прекрасен, но у всех есть одно общее свойство. Любая премия, любой конкурс, любой рейтинг не только выявляют лучших, а еще и стремятся диктовать эталон. Фокус на глазах изумленной публики: «Лучшей среди молодежных объявляется обложка «Rе:Aкции», ты аплодируешь, публика, значит, с этого момента да будет так!»
Ей-богу.
И изданиям придется с этим считаться, и на следующий день после оглашения результатов премии бежать на рынок обложек искать «костюмчик» помоднее.