Растущая китайская экономика сегодня кость в горле развитых стран. Даже в России, которой повезло не попасть в пятерку главных стран, импортирующих китайские товары, производители стонут под напором дешевой китайской продукции. Рост продаж одних только китайских автомобилей в 2006 году составил 400 %.
Никому не интересно, что на краш-тестах эти автомобили разлетаются в труху, а значит, в случае аварии они не оставят пассажирам ни малейшего шанса на выживание. Привлекает цена. Кроме того, решившие приобрести «китайца» успокаивают себя тем, что разрушительными для авто из Поднебесной оказываются, в основном, тесты, устроенные в Европе. Краш-тесты в самом Китае, напротив, подтверждают, что китайские автомобили соответствуют европейским параметрам безопасности. А значит, европейцы «специально» бьют китайские машины на стендах, чтобы не пускать их на свой рынок.
Сильнее всех в мире от китайской товарной экспансии страдают США. Это напоминает ситуацию с Японией конца 80-х годов прошлого века. Тогда, при крайне низком международном курсе йены и весьма уже конкурентных товарах, Страна восходящего солнца почти взорвала дефицитную экономику США. Американские писатели-фантасты в те годы писали антиутопии, в которых японцы распиливали статую Свободы и Бруклинский мост, чтобы перевезти в Японию и установить в своих садах камней. Однако японцев принудили к ревальвации национальной валюты. После двукратного укрепления йены Япония моментально вышла из полосы «экономического чуда» и, пережив долгий и сокрушительный кризис, ценой огромных потерь пришла наконец к стабильной экономике.
Нынешний Китай играет своей валютой еще рискованнее. Официальный курс юаня жэньминьби к доллару уже на протяжении многих лет приблизительно равен 7-8 к 1. При этом реальный курс составляет 2-3 юаня за доллар. Это мешает проникновению иностранных товаров на китайский рынок (китайцы просто не могут себе позволить их покупать) и одновременно делает китайскую рабочую силу и китайские товары невероятно дешевыми. Экспорт китайских товаров на мировые рынки стабильно в три раза превышает импорт. Время от времени те или иные страны вводят санкции против отдельных видов китайских товаров, но уже подсаженные на китайскую иглу потребительские рынки ищут пути обхода, обращаясь к серым и черным схемам, то есть импорт из Китая продолжается, но начинает идти мимо налогов, таможенных пошлин и т. п. Так было в США с китайским текстилем, когда американская администрация вводила против него санкции, так было в России с обувью, когда из-за введения высоких таможенных пошлин контрабандной китайской обуви на наших рынках оказалось почти в 20 раз больше, чем «официальной».
Выходит, единственный способ оградить мировые рынки от «желтого демпинга» — это каким-то образом вынудить КНР произвести ревальвацию юаня. Если это произойдет, Китай не просто выйдет из «длинной полосы чудес». Его экономика схлопнется, как воздушный шарик. Несколько миллионов граждан, не способных выжить без прямой или скрытой (за счет искусственно удерживаемых цен, дотаций, прощения долгов обанкротившимся госпредприятиям и т. п.) помощи государства, окажутся очень далеко за гранью бедности. Это может немалую их часть вытолкнуть из страны в поисках лучшей жизни.
Но главное — истончение ныне широчайшего потока дешевых китайских товаров (от женского белья до стальных труб большого диаметра) приведет к резкому скачку цен. Причем во всем мире. Хорошего мало, но, вероятно, не схлопывать Китай нельзя, потому что иначе начнут схлопываться все остальные. Позже, но громче.