Среди откликов на новый фильм Ивана Дыховичного масса ругательных. Наблюдая на просмотре картины за недорослями, для которых самая длинная фраза — sms-сообщение в их мобильном, вспомнил иных суровых критиков. Может, некоторые из них вместо зала, в котором давали блокбастер, попали в тот, где шел «Вдох — выдох»? Иных завсегдатаев пресс-показов, видевших, прямо скажем, и не такое, почему-то покоробили так называемые откровенные сцены. Иные поспешили сказать, что в новой картине Дыховичного нет ничего нового, а тогда, дескать, зачем все?
В фильме, сценарий к которому написан в соавторстве с Моисеенко и Новотоцким («Возвращение» Звягинцева), действительно присутствует постылая бульварная острота, от которой вначале возникает ощущение, что создатели не смогли найти ничего более занятного, чем привлечь зрителя поиском в Интернете проститутки, женской бритой головы и лежащим на полу разочарованным симпатягой. Довольно быстро это впечатление заменяется другими мыслями. Постепенно наваливается всякое разное и при этом очень важное. Обо всем ли мы поговорили со своими родными и близкими? Все ли мы о них знаем? Понимаем ли мы друг друга? Хорошо ли представляем себе то общество, в котором живем?
Идея фильма вкратце такова. Сексуальный эксперимент (лесбийская любовь) разрушил отношения доселе счастливой супружеской пары. Он и она, не имея в силу взаимного притяжения альтернативы, пытаются их потом восстановить. И далее — вопросы, вопросы, вопросы… Имели персонажи Волковой и Миркурбанова моральное право на этот эксперимент? Нормально ли общество, которое утверждает, что ненормальное — нормально? Ведь даже если это просто ханжество, то и его отрицание не ведет к гармонии, оно приводит к хаосу и разрушению.
Конечно, здесь еще несколько десятилетий назад основательно отметились итальянские неореалисты. Есть, само собой, примеры таких удачных киноисследований и в отечественном кино. Но до создателей фильма «Вдох — выдох» в последнее десятилетие никто ничего более серьезного о взаимоотношениях отдельных людей на примере современной российской действительности не создавал.
Случай с «Вдохом — выдохом» примечателен еще вот чем. Семьдесят копий фильма означают, что его покажут во всех городах-миллионерах. Такого проката не было прежде ни у одной картины Дыховичного. Не было раньше в России у подобных фильмов нормального проката и вообще. Это — тоже эксперимент, который, возможно, подарит нашим зрителям шанс смотреть в кинотеатрах не только американские блоскбастеры, но и российское арт-кино.
ДЫХОВИЧНЫЙ О ТОМ ЖЕ
- 1992 — «Прорва».
Режиссер и автор сценария (совместно с Н. Кожушановой). Мосфильм (Россия), EAST-WEST (Франция)
- 1995 — «Музыка для декабря».
Режиссер и автор сценария (совместно с М. Шептуновой). Киностудия «ЦЕХ»
- 2002 — «Копейка».
Режиссер и автор сценария (совместно с В. Сорокиным)