Джазовые фестивали бывают разные. Лучшие обычно представляют не тех, кто воспроизводит эстетические консервы, а тех, кто развивает музыку сейчас, ищет новые пути. Один из таких, 17-й по счету фестиваль JazzKaar, завершился недавно в Таллине. Дословно это «Джазовая радуга», но есть тут и игра слов — на эмблеме фестиваля разевает клюв каркающая ворона.
Консерваторов тут практически нет. Испанцы Хорхе Пардо и Хосе Луис Гутьеррес в два саксофона показали джаз на испанской народной основе. Французы Луи Склавис и Мишель Порталь создавали сочетания из двух сопрано-саксофонов и двух бас-кларнетов, выстраивая нечто мрачновато-драйвовое на языке европейской классики. Американское фортепианное трио The Bad Plus играло свой полиритмичный рок-джаз, где главное — барабаны, а фортепиано почти не издает «блюзовых нот».
Организовано двухнедельное мероприятие было отлично. Эстонские музыканты показали разные программы — от электронных «звуковых ландшафтов» Weekend Guitar Trio, где в дело шло все от кантри до эмибиента, до напористого авант-джаз-рока эстонско-шведско-датской группы The Dynamite Vikings, в которой страну-хозяйку, кстати, представлял глава Эстонской джазовой федерации — первоклассный гитарист Яак Соояар.
Поучаствовал в фестивале и я — правда, косвенно. У его сайта (Jazzkaar.ee) есть коллектив добровольных авторов — молодых репортеров, стремящихся специализироваться на джазе. Меня и еще одного журналиста портала «Джаз.Ру», Анну Филипьеву, попросили провести для них что-то вроде мастер-класса. Правда, на английском: русский молодежь в Эстонии не очень понимает.
Джазовая журналистика — занятие редкое. Во всемирной Ассоциации джазовых журналистов с центром в Нью-Йорке — около 450 членов (из Восточной Европы — десятка три, больше всех в России — 14, а в Эстонии ни одного). А проблемы везде одинаковые. Очень сложный предмет специализации. Надо иметь как минимум хорошее любительское представление о теории музыки — основах музыкальной формы, инструментоведения, гармонии и т. п., и применительно к джазу, где все не так, как в академической музыке. Надо знать кучу имен из 100-летней истории джаза, помнить манеру, звучание и основные записи каждого. И при этом говорить с читателем на его языке, а не на таинственном арго творцов джаза. Напоминая, что история джаза не закончилась полвека назад, что сейчас эту сложную и интересную музыку играют и развивают новые поколения музыкантов по всему миру. Об этом мы и рассказали будущим звездам эстонской джазовой журналистики.
5 КРУПНЕЙШИХ ДЖАЗОВЫХ ФЕСТИВАЛЕЙ
- SFJAZZ. Здоровая коммерция, благодатный климат Сан-Франциско, лучшие музыканты современности, концерты в двух десятках лучших залов
- Chicago Jazz Festival. Два сотрудника некоммерческой организации «Институт джаза Чикаго» и три десятка добровольцев устраивают open-air концерты и два десятка мероприятий (посещаемость — до 50 тыс.)
- North Sea Jazz Festival. Голландцы отдают огромный концертный комплекс, где несколько дней с утра до вечера идет по пять-десять концертов разом
- Montreaux Jazz Festival. Швейцарская формула: много рекламы, большие залы, куча богатой публики со всей Европы, полсотни концертов. Но все меньше джаза
- Lionel Hampton Jazz Festival. Население 20-тысячного городка на четыре дня увеличивается вдвое, и в эту глушь с удовольствием едут первосортные нью-йоркские звезды
С 80-х годов прошлого столетия доктора многих стран мира периодически предостерегают общество о возможной угрозе прямых солнечных лучей для здоровья кожи человека.
В итоге особо, мнительная публика, боясь солнечного света, прячутся в одежку в период с мая по сентябрь, либо наносят на т