«Спасибо за своевременную оплату», — оплачивая мобильный телефон, убедись, что ты слышишь эту фразу. Копеечная задолженность сотовому оператору может послужить поводом для отказа банком в выдаче кредита.
Ведущие операторы сотовой связи делятся с кредитными организациями информацией по задолжникам. Компания «Вымпелком», которая известна как оператор «Билайн», начала «стучать» на всех своих абонентов-должников в бюро кредитных историй банка Home Credit and Finanсe Bank уже давно. Позже она, так же как и МТС, и «Мегафон», стала поставщиком Национального бюро кредитных историй, где «завели дела» на 400 тысяч абонентов. А на днях «сдали» клиентов бюро кредитных историй — БКИ «Экспириан-Интерфакс».
По закону «О кредитных историях» в коллекторские бюро будут пачками слать информацию не только банки розничного кредитования, но и все компании, предоставляющие услуги без предоплаты, в частности — сотовые операторы и коммунальные службы. Сюда же относятся АТС, телеграммы, посылаемые по телефону «в долг», и ломбарды. В перспективе банки смогут отказать в выдаче кредита на основании: «Вы когда-то потеряли счет на междугородное соединение на 6 рублей 54 копейки».
Банки прежде всего попытались найти оберег для себя: сделать кредитное досье максимально полным. А для клиентов только повсеместно увеличиваются очереди: обещанный магазинный «кредит за 20 минут» берет «дополнительное время» на проверку вашей жизнеспособности в банковской сфере: ответ на запрос можно ждать от 2 часов до 3 дней.
В принципе информация о клиентах стукачам-операторам совсем не нужна. По закону «О связи» оператор не может отказать в услугах, он обязан поменять кредитный тариф на предусматривающий предоплату.
Важно
Для передачи сведений в бюро кредитных историй или на получение досье телекоммуникационные компании, как и банки, должны получить разрешение клиента. Некоторым уже приходят письма с угрозами подобного рода: «Вы задолжали нашей компании 1 рубль 48 копеек. Если вы не погасите задолженность в ближайшее время, сведения о том, что вы являетесь злостным неплательщиком, будут переданы в БКИ и в дальнейшем могут стать причиной отказа в получении банковского кредита». Кстати, вот так по рублю и по копейке «МегаФон» вернул себе около 50 процентов долгов, которые висели на клиентах со дня основания компании.