Современный интернет-юзер — существо зажравшееся. Его уже не удивишь ни функциональными изысками Веб 2.0, социальные сети для него — это вчерашний день, и к любому новому старт-апу он относится с изрядной дозой скепсиса. Тем ошеломительнее стал успех двух главных социальных сетей 2007 года — «В контакте» и «Одноклассники».
«Найди свою школьную любовь» и переспи с ней наконец! «Хочешь узнать, где сейчас твои одноклассники», все эти лузеры? Новый сетевой вирус проник в умы, заменяя мысли о работе и смысле жизни. Миллионы людей бросились искать еще не нужных им вчера Петь, Вась и Маш. Что стало причиной этому? Грусть-тоска по счастливым ушедшим годам? Недовольство своей настоящей жизнью, желание вернуться в прошлое?
Кажется, все это уже было. ЖЖ с его саморефлексирующими блогами, «Мой круг» от компании «Яндекс», тысячи интернет-форумов и сообществ. Так почему же выстрелили именно эти два сервиса? Разобраться в этой загадке нам решили помочь создатель сайта Оdnoklassniki.ru Альберт Попков и создатель сайта Vkontakte.ru Павел Дуров.
— Как возникла идея? Что было позаимствовано? Что придумали сами?
А. П. («Oдноклассники»): Мысль появилась давно, в свое время я даже принимал участие в создании похожих и достаточно популярных сайтов в Германии и Испании. А возможность сделать российский сайт появилась в начале 2006 года. Сперва делал все практически в одиночку в свободное от основной работы время, но уже в 2007 году, когда на сайт стали заходить миллионы, он стал полноценным проектом.
«Одноклассники» являются уникальным проектом, не скопированным полностью ни с одного из известных зарубежных ресурсов. Главное отличие от того же Сlassmates.com — это то, что у нас на «Одноклассниках» пользователь видит не сухие списки классов, а в первую очередь фотографии. Друзья, друзья друзей, гости, оценки фотографий — ничего этого не было на обычных сайтах по поиску школьных друзей.
П. Д. («В контакте»): Я разрабатывал и администрировал студенческие веб-проекты: форумы, блоги, копилки материалов к сессии. Там однокурсники могли общаться на форуме, не зная о том, что учатся в одной группе: их реальные имена и облики были всегда скрыты за никнеймами и аватарами. Мы были одними из первых в студенческом Рунете, кто ввел в профили такие поля, как «имя», «факультет», «курс». Это было еще в 2004 году. Но люди, привыкшие к родным никнеймам, неохотно указывали реальные имена.
Конечно, при разработке функциональных характеристик сайта мы ориентировались на уже существовавшие зарубежные образцы. Однако при этом активно вводили свои функции и развивали новые направления. И нам было приятно, что многие функции на американском Facebook.com были введены значительно позже нас (например, быстрая отправка сообщений на стенах, тут мы оказались первыми в мире).
Охватив систему высшего образования, мы задумались о школах, а после расширили концепцию объединения сервисом «Места». Была проделана колоссальная работа, и сейчас на сайте можно найти любой населенный пункт России и СНГ, достаточно большой для того, чтобы в нем находилась хотя бы одна школа. Кроме школ и вузов вы можете найти знакомых по месту работы, любимому кинотеатру, адресу, даже по больнице или, скажем, родильному дому. Я с гордостью могу сказать, что такой полноты возможностей сегодня не предоставляет ни один сайт в мире.
— Социальные сети стали популярными до абсурда. В чем причина эпидемии социальных сетей?
А. П. Я думаю, что существует не так много интересных сайтов, рассчитанных на действительно широкие массы, хотя розетка с Интернетом появилась почти в каждом доме. Очень ограниченное число проектов думает о том, как себя в эти массы продвинуть. Социальные сети, такие как «Одноклассники», дают людям возможность общения, причем благодаря огромному числу пользователей можно найти практически любого.
П. Д. Интернет становится все более массовым. То, что раньше было привилегией продвинутых пользователей, сегодня доступно всем. Этим новым пользователям
нужен другой Интернет — более понятный, более простой, не отгороженный от реального мира и не являющийся другой реальностью. Наш сайт, как мне кажется, довольно хорошо справляется с этой миссией.
— «В контакте» и «Одноклассники» — главные конкуренты. Как складываются ваши отношения? Стычки были? Помидорные д-дос-атаки?
А. П. Я с большим уважением отношусь к Павлу Дурову, с которым имел честь познакомиться год назад, и ко всей команде, создающей их сайт. В конце концов, конкуренция заставляет создателей интенсивнее работать над своими проектами.
П. Д. К сожалению, долгое время крупные российские сайты работали по принципу «для России сойдет». Не без гордости за нашу команду могу отметить: став пионерами во введении таких технологически изощренных функций, как отмечание друзей на групповых фотографиях, и новых сервисов вроде аудиозаписей, мы стимулировали к развитию другие российские ресурсы. Для меня не так важно, на каком мы месте в Рунете. Главное, чтобы жизнь людей стала интереснее и чтобы они никогда не теряли друг друга, могли всегда оставаться в контакте.
— «Одноклассники» задумывались как коммерческий проект? Насколько удачна коммерциализация портала?
А.П. Несомненно, эта составляющая важна. По большему счету мы довольны тем, как развивается проект коммерчески, и любой дополнительный заработок тратим на сам проект, что дает в свою очередь возможность еще большему количеству людей успешно им пользоваться.
— Одним из главных принципов «В контакте» является отсутствие рекламы. «Гугл» когда-то пел похожую песнь, что никогда и ни за что не будет размещать рекламу... И что мы видим сейчас? Ожидает ли «Контакт» реклама?
П. Д. Вопросы финансового обеспечения сайта в последние полгода будоражат умы многих пользователей. Это порождает массу теорий, часто абсурдных. Мы долгое время разрабатывали возможные варианты получения прибыли от проекта. В ближайшее время все разъяснится, но от конкретных комментариев я пока воздержусь.
— В последнее время по нету ходит паранойя: «В контакте» и «Одноклассники» — база данных «гэбни». Как вы относитесь к этим слухам?
А. П. Даже смешно об этом говорить. А, например, сайты по поиску работы — тоже происки спецслужб? Ведь там данные на порядок более полные и точные.
П. Д. Еще весной я воспринимал вопросы про спецслужбы как шутку, однако скоро стало ясно, что это чуть ли не самый популярный миф о ресурсе. Люди не понимают, на какие средства существует сайт, поэтому ищут в происходящем какой-то подвох. Недавно «Одноклассники» тоже стали мишенью для подобных подозрений. Несмотря на то что они вдвое меньше по количеству ежедневно просматриваемых страниц, ежемесячная прибыль наших коллег от баннеров, насколько мне известно, составляет не менее миллиона долларов. И все же они тоже стали предметом нападок конспирологов.
Любая личная информация и переписка, которая хранится в Сети, охраняется законом о тайне личной переписки. Единственным условием, при котором личная информация может быть разглашена, является предъявление правоохранительными органами постановления суда, по которому передача такой информации является необходимой для проведения расследования. Пару раз мы получали подобные судебные постановления и действительно помогали расследованию (в одном случае пропала девушка, в другом речь шла об убийстве). И я думаю, что это было абсолютно правильно и законно.
— Насколько важным вы считаете вопрос цензуры в Интернете и на ваших сайтах в частности?
А. П. К цензуре как таковой, тем более в Интернете, отношусь отрицательно. Но что касается именно проекта «Одноклассники», в нем есть определенные правила, и для нас очень важно, чтобы пользователи их придерживались, не превращая сайт в помойку и, тем более, не совершая через сайт каких-либо противоправных поступков. С другой стороны, меньше всего нам хотелось бы быть для пользователей чем-то типа «большого брата», да это практически и не осуществимо.
П. Д. «В контакте» нет цензуры, действуют только законы РФ. Такие вещи, как детская порнография, пропаганда наркотиков, распространение экстремистских взглядов — все это запрещено во всем мире и запрещено у нас. «В контакте» также запрещен спам — массовая отправка однотипных сообщений.
— Что можно ждать в будущем от ваших сайтов?
А. П. Сейчас уже можно сказать, что в Москве практически не осталось людей, пользующихся Интернетом и не слышавших об «Одноклассниках». Я думаю также, что все больше и больше людей начинают свое знакомство с Интернетом именно с поиска друзей через сайт. Очень надеюсь, что таких людей будет еще больше. Ведь чем больше людей пользуются сайтом «Одноклассники.ру», тем больше возможность у каждого отдельно взятого человека найти именно того, кого он ищет, и пообщаться.
П. Д. Я воспринимаю «В контакте» не как интернет-сайт, а как новое средство коммуникации, которое кардинально изменит жизнь людей. Каждый месяц происходит что-то новое, чего еще недавно нельзя было и представить. Скажем, месяц назад мы ввели поиск по адресам, а сегодня я обнаружил, что в доме, в котором я живу, проживает еще несколько десятков человек.
С каждым днем «В контакте» становится больше людей (каждый день регистрируются 70 тысяч человек) и появляется все больше возможностей для поиска и общения.
WWW.odnoklassniki.RU
Www.odnoklassniki.ru появился в марте 2006 года. Основатель — Альберт Попков. Массовые почтовые рассылки и завлекательный слоган «Где сейчас твоя первая любовь?» сразу привлекли к ресурсу внимание. Люди ищут здесь свои старые школы, институты, армейских товарищей и «сокамерников» по пионерлагерному детству.
7 февраля на сайте зарегистрировался 10 000 000-й пользователь. Как сообщается в официальных пресс-релизах, ежедневно на «Одноклассниках» регистрируется 100 000 новых пользователей. Фантастическая цифра!
«Одноклассники» стали опиумом для народа XXI века. Идеальное времяпрепровождение для офисного планктона, из-за чего в некоторых компаниях уже отключают доступ к ресурсу.
Альберт Попков
Еще не окончив школу, пошел работать в НИИ «Счетмаш», в отдел по разработке школьных и бытовых компьютеров. В 1997 году начал заниматься интернет-технологиями, главным достижением считает портал для полиции Нью-Йорка. В контакте с англичанами, для которых разработал поисковую службу, пришлось провести семь лет: те предложили поработать и удерживали «в плену».
WWW.vkontakte.RU
Www.vkontakte.ru — одна из наиболее развитых и популярных социальных сетей сегодня. Тут вам и общение, и фотки, и музыка, и видео. Скоро дойдет и до мороженого с пивом через модем. Созданный Павлом Дуровым в 2006 году клон западного facebook.com быстро стал одним из самых посещаемых ресурсов Рунета. По данным на апрель 2008 года, на сайте зарегистрировано чуть меньше 10 миллионов пользователей. Основной аудиторией сайта являются молодые люди от 19 до 25 лет (30 % зарегистрированных пользователей). Карта проживания пользователей охватывает всю Россию, однако большей частью они проживают в Москве (41 %) и Санкт-Петербурге (26 %).
Отличительной особенностью ресурса стала возможность назначать встречи в онлайне и моментально оповещать о них свой френд-лист.
Павел Дуров
Родился и вырос в Италии, где его отец работал руководителем института русского языка. Учился на «отлично», хотя поведение часто было неудовлетворительным. Одноклассники обзывали коммунистом, «красным» (rosso), и приходилось много драться, за что и выставлялись неудовлетворительные отметки.