Мы не Робски. Робски не мы
Кажется, одним из главных трендов этого года является борьба с гламуром. Причем с гламуром начинает бороться сам гламур. В воскресном приложении к «Коммерсанту» публикуют статьи, призывающие брать детей в дорогие рестораны. Ведь дети как носители подлинности, подобно Буратино, протыкают своими любопытными носами дырки в глянцевых поверхностях.
А «Буржуазный журнал» выходит с портретом Сергея Минаева, написавшего антигламурный роман «Духless».
Неологизм, положенный в основу названия этой книги, можно перевести как «бездуховность». Его главный герой — безымянный мученик тусовки, прилежный и прикинутый «белый воротничок», устает от Гуччи и Прада, кокса и вялотекущего корпоративного фашизма, а главное — от неподлинности чувств. Когда все продается и покупается, когда всем правит симуляция, труднее всего найти и обрадоваться самым простым радостям.
Мир усложняется на глазах, однако основы жизни остаются незыблемыми. И борьба с гламуром — новое наименование для старой, памятной еще с советских времен борьбы с вещизмом. Бренды вытесняют живых людей, потому что они статичны и понятны. Гламур, если вспомнить Фромма, это такой частный случай некрофилии. И на самом деле, герой книги Минаева борется не с клубной культурой и упрощенчеством глобализма, но за право своего собственного существования.
Эта интересная и динамичная книжка с легким, вполне съедобным сюжетом помимо прочего рассказывает об антропологическом эксперименте по созданию какого-то нового человека. «Хомо советикус» ушел вместе с Атлантидой развитого стабилизма, но природа не терпит пустоты. На место «совку» приходит «человек гламурный». Именно поэтому Минаев посвящает свой роман «поколению, чей старт был столь ярок и чья жизнь была столь безрадостно растрачена». «Духless» — это ответ Оксане Робски группы наиболее продвинутых пользователей, которые задыхаются в любых ограниченных территориях.
Сколь привлекательно они бы не были упакованы.
5 самых антигламурных
• Гаросс-Евдокимов, «[Голово]ломка». Ломка взбунтовавшимся клерком окружающего мира корпоративной этики и «белых воротничков».
• Анна Козлова, «Плакса». Роман о потребительнице секса, виски и наркотиков, мечтающей о семье и детях и не опускающейся до ненависти к тем, кто ее презирает.
• Игорь Яркевич, «Ум. Секс. Литература». В литературе был и есть секс, а в «гламуре» нет и не будет ума.
• Ирина Денежкина, «Дай мне!». Рассказы про нелюбовь и любовь: во дворе, на лавочке, под дешевое пиво и Децла или Zемфиру из магнитофона.
• Венедикт Ерофеев, «Москва — Петушки». Просто апофеоз антигламура.