Несколько десятков пьяных бомжей маршируют у стен фешенебельного отеля «Холидей Инн — Лесная», где началась двухдневная конференция «Другой России». В руках бомжей портреты Лимонова и Каспарова. Лица улыбчивы — кумиры рядом, прямо сейчас они, может быть, выйдут к своим сторонникам. Лидеры не выходят, но бомжей это не смущает. Рядовые члены «Другой России» признали марширующих за своих.
«Кровавый путинский режим довел народ до нищеты», — выглядывает Каспаров в окно дорогого отеля. «Граждане будут жить на улице, если мы не изберем своего президента», — готовит Каспаров речь для западных журналистов.
«Нам нужна другая Россия», — соглашаются с ним бомжи. Оппозиционеры настолько привыкли рассказывать Западу об угнетенном русском народе, что верят в сказки сами. Когда выясняется, что бомжи — шоу-труппа одного из молодежных движений, другороссы бледнеют и вызывают милицию — разгонять нахалов. Оппозиция отказывает конкурентам в праве на любые уличные акции.
Свои на улицу выходить уже не хотят, но кто их спрашивает? «Марш несогласных» стал одним из самых популярных брендов в России», — говорит Каспаров и требует продолжать. И продолжат. Несогласных выходить на улицы с «несогласными» обещает изгнать из оппозиционной тусовки литератор Лимонов. Бывший глава Центробанка Виктор Геращенко, услышав эти слова, сереет лицом, Лимонов определенно говорит о нем. В таком случае единым кандидатом от оппозиции Геращенко уже не стать. Впрочем, он в свои силы пока еще верит.
Как верят в них и другие оппозиционные кандидаты. За бессмысленный в целом статус едино-
го кандидата ведется нешуточная борьба, итог которой неочевиден. Определять кандидата Каспаров обещает с помощью праймериз, который берется в одиночку организовать. Потенциальными кандидатами в кандидаты стали Виктор Геращенко, бывший диссидент Владимир Буковский и бывший яблочник Сергей Гуляев. Эти люди не рассчитывают победить на выборах, но обязательно примут в них участие. Гуляев заявляет, что будет кандидатом, даже если проиграет праймериз. Буковский хочет принимать участие в выборах прямо из Лондона, ехать в Москву слишком далеко. И только Геращенко пообещал признать единого кандидата. Но не говорит, будет ли он этому кандидату помогать. Впрочем, помощь все равно не поможет.
«Я убежден: электорального успеха нам не видать», — признается ошарашенным другороссам правозащитник Сергей Ковалев. И предлагает начать воспитывать оппозиционеров c детства. В поддержку воспитания выступает и политтехнолог Марина Литвино-вич, предложившая «советовать людям, как противостоять режиму». Она же обещает коллегам «длительную борьбу и большие потери», а народу — страдания.
Страдает пока что лишь Каспаров. Возможно, найдись в команде шахматиста хотя бы один честный человек, Каспаров бы узнал, что на «марши несогласных» уже никто не ходит, что единый кандидат от оппозиции уже невозможен, что леваки Удальцов и Лимонов своими заявлениями о необходимости нести хаос на улицы городов отпугивают от «Другой России» всех приличных людей. Но Каспаров носится с идей праймериз и поддерживает Лимонова, предлагающего «Другой России» принять участие в парламентских выборах. Лимонов предполагает, что достаточно лишь собрать список из 450 кандидатов в парламент, чтобы Центризбирком закрыл глаза на закон и принял «Другую Россию» в список кандидатов. Примерно по такой же логике сам Каспаров как-то раз разваливал международную шахматную федерацию ФИДЕ: наплевав на законы федерации и уповая на пиетет перед своим именем. Не получилось.