Фотографы и художники, участники проекта «Станковая фотография XXI века», ошиблись трижды. Во-первых, потому что решили, что фотография умерла, став цифровой. Во-вторых, потому что решили, что нашли способ ее оживить – вернуть ей старые технологии. В-третьих, они просто не осознали, что слово «станковая» в этом случае происходит не от слова «станок», а от слова «стань».
Стань художником. Рецепт, он же – идеология, заложенная в Манифесте проекта: фотография неповторима, поэтому она не то, что было снято, а то, что напечатано. Для того чтобы снимок стал искусством, печатать нужно не в фотолаборатории или на принтере, а вручную, причем чем сложнее, тем неповторимее.
Это тоже иллюзия. Хотя бы потому, что искусство не в неповторимости. Не только в ней.
Но оттого что авторы проекта идут в ногу с модой (а «монохром» – снова в моде, он уже вовсю подминает «цифру»), несмотря на то, что они так ошибаются со своим Манифестом, они делают очень хорошие фотографии. Из-за которых можно было бы вернуться куда угодно. Даже если бы нужно было рисовать эти снимки углем на стене пещеры, оно бы того стоило.
Смотрите сами.
1. Максим Железняков. «Анна ФКД», 2005 год
Техника известна как метод досеребряной печати. На бумагу для графических работ наносится покрытие на основе желатина, после чего на ней закрепляется полноформатный негатив и на несколько минут работа выставляется под прямые солнечные лучи. Затем негатив снимается, лист обрабатывается дихроматом калия, а потом покрывается обычной литографской краской. В местах, где солнечные лучи попадали на желатиновое покрытие, краска впитывается, в затемненных местах негатива – стекает.
2. Алексей Колмыков. Mariedonius, 1995 год
Техника Polaroid transfer. Polaroid PRO-комплект в момент изымания его из кассеты обладает еще не зафиксированным красочным покрытием и способен перенести изображение фактически на любую поверхность путем простой контактной печати.
3. Михаил Каламкаров. Из серии «Между черным и белым квадратом», 2003 год
Техника известна во всем мире как RS-coated photo. Применяется простой бром-серебряный способ печати. Затем уже просушенный отпечаток полностью отбеливается и обрабатывается солями других металлов (железо, медь и т. п.)
4. Юрий Бабич. «Без названия», 1986 год
При печати используется совмещение нескольких цветных негативов, снятых при различном освещении. При этом достигается выявление неких свето-цветовых зон, которые оказываются скрытыми при обычном способе печати.