В двух главных новинках ноября отражена вся современная мировая литература — со всеми ее тенденциями и особенностям, во всем блеске и убожестве. Скромная учительница из Англии и эстетствующий пиармен из России — Джоан Ролинг и Виктор Пелевин. Иногда кажется, что это всего лишь два лица единого Януса по имени «Идеальный писатель».
Возвращение джедая
Когда-то Виктор Олегович Пелевин не имел себе равных в умении ухватить дух эпохи, запихнуть его в прокрустово ложе романа и сохранить для потомков на страницах книги. В «Generation П» он как никто точно передал суть сумасшедших 90-х годов, в «Омон Ра» — затхлый дух последних застойных лет. В последние годы он раз за разом пытался описать наступивший новый век — и не мог. Старые приемы не подходили для воплощения новой реальности. Понадобились другие средства. В «Шлеме ужаса» Пелевин нашел их.
Книга представляет собой стилизованный интернет-чат, в котором находится группа персонажей, пытающихся путем общения узнать ответы на главные вопросы — «кто мы», «зачем мы» и «что теперь с нами делать». При этом мир героев (представленный в виде строчек чата) состоит из тех же элементов, что и наша с вами сегодняшняя реальность — кандидаты в депутаты с их бессмысленными обещаниями, коровье бешенство, рекламные кампании, LiveJournal. Пожалуй, жизнь немного опережает автора, успевая придумывать все новые сумасшедшие приметы времени — от птичьего гриппа до детей индиго. Но Пелевин уже устал бегать за событиями вприпрыжку — он наконец достиг уровня даоса и теперь изображает себя в роли вечно пьяного «падонка» с говорящим ником «Слив_защитан», которого постоянно тошнит от всего происходящего вокруг. Постоянный повод для рвоты — вот что такое наш мир, по мнению мэтра.
Возможно, если вы уже прочли «Шлем ужаса», вы можете возразить: «Да что вы за фигню написали? Книга вовсе не об этом!». Но любая интерпретация текста Пелевина — одновременно и в равной степени будет верна и неверна. Именно тем и хорош этот аффтар, не правда ли?
Новая надежда
Все великие книги либо депрессивны, либо циничны — для литературы последних десятилетий это непреложный факт. Ироничные постмодернисты (а также постпостмодернисты) раз за разом хоронили человечество и так разрушали моральные нормы и принципы, копившиеся веками. Но потом пришел Мессия — Джоан Ролинг рассказала нам предельно простую историю в диккенсовском духе о маленьком мальчике, который, преодолевая тернии, шел к победам. И раз за разом добивался успеха, потому что остался верен тем самым, попранным поколениями эстетов от искусства, идеалам и убеждениям. Дружба, отвага, искренность и помогали ему остаться на пути Света. Он рос, и вместе с ним росла наша вера в то, что хоть силы Тьмы и могущественны, но мы не одиноки перед ними. За нас заступятся добрые волшебники — во главе с очкариком-тихоней Гарри Поттером.
«Принц-полукровка» оказался самой «взрослой» и едва ли не самой сильной из книг о Гарри. Начинаясь с разговора министра магии с премьер-министром Великобритании, она раскрывает перед читателями картины самой страшной из всех войн, которые когда-либо шли в детской литературе. Мы, наконец, узнаем, где были стоки Зла, ставшего столь могущественным, и по-новому посмотрим на старых знакомых героев. Детективная интрига даст фору любому произведению Донцовой, а лирическая линия в отношениях героев станет куда более явной — ведь Гарри и его друзья, по российским законам, уже совершеннолетние. К лучшему изменился и язык (а может, просто сменился переводчик?)
Даже сложно поверить, что до конца цикла остался всего один том. Уже в следующей книге мы узнаем, чем закончится борьба Поттера и его друзей с Тем-кого-нельзя-называть. Друзей, между тем, остается все меньше и меньше — они гибнут, переходят на сторону врага, сходят с ума. Но ведь все кончится хорошо, правда? Не для того же дарила нам Ролинг Надежду, чтобы отобрать в последний момент?
Найди Пелевина!
«Шлем ужаса» изобилует словами и понятиями из распространенного в Рунете сленга. «Газенваген», «КГ/АМ», «ниибаццо», «дарагие френды», «киса куку» — по всем этим и многим другим выражениям можно определить близкое знакомство автора с блоггинговыми сервисами. С большой долей вероятности можно предположить, что Пелевин не только просматривает чужие блоги, но и сам зарегистрирован как пользователь на одном из сайтов — например, Livejournal.com. Разумеется, этот ас мистификации и спец в создании виртуальных образов старательно замаскировался, но коллективный разум читателей «Re:Акции», будем надеяться, сможет раскрыть эту тайну.
Итак, мы объявляем конкурс для наших читателей. Тот, кто сможет найти пользователя LiveJournal, под личиной которого скрывается самый загадочный писатель современной России, и сможет убедительно обосновать свои подозрения — получит специальный пирожок с редакционной полки.