Произнося какие-то трудноуловимые звуки, едва складывающиеся в узнаваемые слова (снизу услужливо бежит строчкой русский перевод), по лесу ссутулившись идет человек. Он спотыкается: его тошнит. Он — это Блейк, но вряд ли имя имеет какое-либо значение. Следующие полтора часа он так и продолжит слоняться, перемещаться по пространству картины — неважно, куда и откуда. Кажется, его здесь уже немногое держит: в засаленной одежде, с грязными волосами и мутным взглядом, он совершает обыденные бытовые действия — находясь уже где-то за чертой, он так и проживает свои последние дни: совсем один, в женском платье и с ружьем в руках.
Гас Ван Сент закрывает свою трилогию кинозарисовок о смерти фильмом, посвященным Курту Кобейну. Несмотря на то что эта тема для режиссера является очень близкой и личной, преподносится действие без единой эмоции, но тут-то и выходит на первый план Майкл Питт («Мечтатели»). Две важнейших сцены — два сольных выхода Питта. В одной сцене он играет попеременно на разных инструментах и громко кричит, звук этот исходит будто из самого нутра — кажется, невозможно выхаркать подобное без крови. В другой — звучит его собственная песня (It's a long lonely journey from death to birth), и, пожалуй, только ради этой песни и стоило бы смотреть фильм. Она — совсем настоящая, в ней чувствуется подлинная боль. Это же был очень рискованный шаг включать в фильм про Курта Кобейна песню собственного сочинения, но без нее эту картину не представить: в этих строчках содержится почти вся суть фильма. И последние кадры с главным героем, когда он перед смертью просто смотрит в камеру, но впервые на его лице читается лишь безмятежность и спокойствие, выступают наглядной иллюстрацией припева. Того самого. Блейк, кажется, преодолел этот долгий и непростой путь к рождению.
Очень важно: этот жалкий одинокий человек с походкой наркомана, словно старик лепечущий себе что-то под нос, он же для нас и вас всех что-то большее, не правда ли? Только так герои нашего поколения становились кумирами для миллионов и заменив многим бога. Курт-Блейк был в их числе.
Еще 11 самых заметных фильмов месяца
1. «Домино» — ураганный полнометражный видеоклип про крутых парней и Киру Найтли с ружьем
2. «Гарпастум» — фестивальный хит о футболистах начала двадцатого века
3. «Иллюзия полета» — параноидальный триллер с участием Джоди Фостер
4. «Шесть демонов Эмили Роуз» — гибрид детектива с фильмом ужасов
5. «Сломанные цветы» — самый взрослый фильм великого Джима Джармуша
6. «Оливер Твист» — «роман воспитания» в трактовке сумасшедшего гения Романа Полански
7. «Легенда Зорро» — ковбойский аттракцион с участием двух самых знойных звезд Голливуда — Бандераса и Кэтрин Зеты-Джонс
8. «Элизабеттаун» — романтическая мелодрама с Орландо Блумом про любовь к стюардессам
9. «Уоллес и Громит: проклятие кролика-оборотня» — пластилиновая квинтэссенция понятия «британский юмор»
10. «И грянул гром» — вольная экранизация классического рассказа Рэя Брэдбери про бабочку, претендующая на звание главного кинопровала года
11. «Не хлебом единым» — вымышленная биография изобретателя, боровшегося с системой, снятая Станиславом Говорухиным