С первых же магических фанковых вибраций, основательно сотрясших небольшой клуб «Bilingua», возник портал, и по нему я перешла в Гарлем 70-х.
Знаете ли вы что-нибудь про обаяние знаменитых гарлемских вечеринок? Как, вам это совсем ни о чем не говорит? Значит, вы точно не были на фестивале «Funnycooler» в Москве 19 февраля.
Музыкально-энергетический ток сошел с небольшой сцены в беснующийся партер, по цепочке передался к столикам чуть поодаль. Двигалось все: пиво в кружках, в такт перемещались бокалы на стойке, отплясывали ноги под столами. Я почувствовала незримое присутствие Джеймса Брауна, крестного отца негритянского соула, я увидела его удовлетворенную улыбку.
Тем временем в зале возник и сгруппировался для удара по слушателям самый настоящий фанк.
Это новое для России, но уже во всю набирающее обороты музыкальное течение на фестивале представляют 8 групп. Талантливые и пока еще малоизвестные. Короче, молодые и многообещающие.
Подсев за столик к очаровательной вокалистке только что отыгравшего коллектива «Bigdaboom», я спросила напрямик: продвинул кто или нет? «Сами, все сами! – ухмыльнулась Аня. – Играли по студиям – так, для себя, мастерство оттачивали. Довольно долго наивно полагали, что кроме нас, в России фанк не играет никто, и вот мы такие оригиналы. А потом наш замороченный барабанщик придумал поискать собратьев по цеху в Интернете. И нашел. Кое-кого выцепили через знакомых. Собрались, подружились. И возникла идея организовать фестиваль. Пришли сюда, предложили администрации клуба: мы пиарим себя сами, играем на вашей сцене, почти все сборы – вам. Ну и вот…»
Они и представить себе не могли, что все получится так органично. Каждая команда представила свой неповторимый подстиль, все вместе – многообразную палитру фанк-культуры. Одни брали эротичностью, другие – изощренным хулиганством. Сильный, богатый, почти мулатский голос солистки «Miss’is big» наполнял живительной силой каждую клеточку моего тела. Переливы светотени рисовали в сигаретном дыму. Пространство напиталась запахом новообретенной свободы, раскрепощенности, драйва.
Само слово «funk», родившееся в недрах черных гетто Америки, изначально обозначало запах. Запах человеческого тела в момент сексуального возбуждения. Времена сменились, афроамериканцы доказали рабовладельческому миру, что кроме запаха у них есть «соул» – душа, и их музыка постепенно лишилась социальной направленности. Из соула родился фанк, который стал многонациональным и многорасовым. Но запах остался тем же.
Вы не знаете, чем пахнет фанк? Значит, вы все-таки не были на фестивале «Funnycooler».
Но у вас еще есть шанс – фестиваль в самом разгаре.