В день нашего знакомства абсолютная чемпионка мира по борьбе сумо, 19-летняя студентка Саратовского социально-юридического университета Екатерина Кейб сдала экзамен на права. Само водительское удостоверение должны были выдать через день. И как раз в этот же день Катю захотел увидеть Саратовский губернатор, чтобы лично вручить ей удостоверение мастера спорта международного класса по самбо. Катя расстроилась. Я, говорит, без международного удостоверения пока проживу. А вот без прав не могу, отец уже обещал давать машину поездить. Но не обижать же губернатора. Придется ехать в Саратов.
Абсолютная чемпионка мира живет в Балашове, небольшом городе Саратовской области. Ее рост — 180 сантиметров, вес — 160 килограммов. Размер обуви — 45. Она свободно садится на шпагат. И пока еще с удивлением относится к тому, что ее узнают на улице. Она — мировая знаменитость. Но, наверное, главная ее победа — победа над своими комплексами.
Всю жизнь над ней смеялись. Катина мама вспоминает, что даже 1 сентября, когда она пошла в первый класс, из школы Катя прибежала в слезах. Какие-то пацаны сказали ей, что таких огромных в школу не берут, так что уноси, девочка, свои телеса домой. Естественно, ее не брали в танцы, в детские спектакли. Даже на уроки физкультуры не брали. Катина мама ходила в школу, разговаривала с учителями. Нет, говорили физкультурники, она, видимо, нездорова, потому ей ничего нельзя. Мать Кати, врач-педиатр, даже расписки писала, что разрешает дочери ходить на физ-ру. Бесполезно, учителя ее отправляли на скамейку.
Но в жизни, видимо, каждому человеку выпадает шанс. Надо только быть к нему готовым. А может, те, кто плетут линии судеб, решили, что хватит обид одному ребенку.
Когда Кате было 13 лет, ее маму позвали подежурить на соревнованиях по самбо. Штатный врач там заболел, а без доктора судьи отказывались открывать первенство спортивной школы. Вместе с мамой посмотреть на соревнования пошла и Катя, да еще подруг привела. И вот она сидит на трибуне, на две головы возвышаясь над подругами, а к ее матери подходит тренер и говорит: «Какие хорошие пионервожатые в вашей школе. И сама пришла, и детей привела». Мама охает и отвечает, что это вовсе не пионервожатая, а ее дочь 13 лет. Тренер охает в ответ и сразу предлагает Кате заняться борьбой. Катя отказывается наотрез. Тренер Сергей Антипов уговаривал Катю записаться в секцию в течении года. И сам приходил к ней домой, и других детей подсылал. Катя не шла. Она боялась, что и в секции над ней будут смеяться. И лишь через год решила переступить порог спортзала.
— И в первый же день я наконец-то почувствовала себя такой, как все. Меня там не дразнили.
— А что, Катя, неужто не хотелось выучить пару приемчиков, чтобы всем, кто попытается дразнить, сразу накостылять по шее?
— Да вы что? Я не могу ударить человека…
Уже через два года добрейшая Екатерина Кейб стала чемпионкой Европы в первенстве среди юниоров. А позже, на одном из многочисленных чемпионатов, откуда она всегда возвращалась с медалями, ее заметили появившиеся в России борцы сумо.
На первой тренировке по сумо Катя расстроилась. Новый тренер-сумоист ко всем спортсменам подходил, что-то советовал, а к ней ни разу не приблизился. В грусти она решила, что просто не способна к этому спорту. И лишь после тренировки выяснилось, что новый тренер посчитал ее очень опытной спортсменкой, поскольку она совершенно все делала так, как нужно. Поправлять-то не в чем, вот и не подходил. Так, играючи, Катя освоила сумо, на особо вдаваясь в философию борьбы. И на чемпионате мира в японском городе Осака она оказалась самой молодой спортсменкой.
В Японии Катерину более всего поразило отношение японцев к большим людям. Сборная по сумо — люди не хилые. Им и в самолете тяжело вместе сидеть. Японские стюардессы сразу бросались к нашим борцам, предлагали рассадить на более удобные места. Уважают страшно. Традиция. В прошлом борец сумо мог ногой открывать дверь к императору. Правда, в руках нужно было подарок держать. А сама борьба шла насмерть. Борцовский круг — дахё — окружали пики, на которых и заканчивалась жизнь побежденного. Сама схватка продолжается от нескольких секунд до минуты, но, говорят спортсмены, за эти секунды устаешь так, как за несколько схваток в самбо или дзюдо.
А вся церемония! Это ж театр! Стоишь, говорит Катя, весь свет на тебя, барабаны ритм задают, народ на трибунах ревет и хлопушки запускает. К каждой спортсменке подходят два мальчика и за руки, как принцессу, выводят на дахё. Чувствуешь себя кинозвездой.
В схватке наиболее важен рывок. Нужно успеть почувствовать удар гонга и как можно резче и сильнее разогнаться, чтобы вынести соперника за пределы круга. В финальном поединке Катя встретилась со спортсменкой из Голландии. Та в момент рывка выставила руки вперед, Кате в лицо, так, что потом были сплошные синяки. Но Катя вынесла ее за пределы дахё. Японцы аплодировали стоя. Мама в Балашове рыдала, когда ей позвонили из Осаки и сообщили, что дочка стала чемпионкой мира.
Сейчас к Кате часто подходят родители крупных девочек. Просят помочь ребенку избавиться от стеснительности. Катя в помощи никому не отказывает, даже сама может подойти к толстой девочке или мальчику, пригласить в секцию. Там все тот же удивительный тренер Сергей Антипов, который целый год уговаривал будущую чемпионку хотя бы попытаться заняться борьбой. Сам Антипов считает, что растить чемпионов тренер, конечно, должен. Но гораздо важнее, что никто из его воспитанников не попал в плохую историю.
Что касается планов на будущее, Екатерина Кейб хочет стать олимпийской чемпионкой. Но главное — закончить балашовский филиал Саратовского социально-экономического университета, где она учится на факультете налогообложения. И, скорее всего, заняться предпринимательской деятельностью. Это, по ее мнению, поможет городу, в котором после закрытия большинства предприятий народ остался без работы. Предприниматель и себя кормит, и своих работников. А опыт уже есть — Катины родители часто и по ночам не спят, все по предпринимательству крутятся. Катя им помогает, особенно если что тяжелое надо перекинуть. А бывает, и сама на рынке торгует. Соседи спрашивают, не стыдно чемпионке на рынке стоять? Это ж работа, говорит Катя. Стыдно не работать.
А еще Катя завалена сейчас предложениями руки и сердца, особенно много почему-то их от иностранцев. Но пока не готова к таким решениям. Молодая, говорит, еще. И родителям надо помочь.