Все родители мечтают о том, чтобы их дети получили престижную профессию и смогли обеспечить себе будущее. Многие из них считают, что театр — это несерьезно, и тащат своих чад от него подальше, например, в мореходку. Мама Сергея Гармаша поступила иначе.
— Перед вами стояла проблема выбора профессии?
— Окончив восемь классов, я пошел в театральное училище. Правда, сначала я собирался в мореходку, так как увлекался парусным спортом. Но экзамены точно не сдал бы, поскольку в технических науках был профаном. Мама купила мне справочник для поступающих, я полистал, посмотрел, где экзаменов поменьше. Оказалось, что в театральном, но в итоге я все же уехал на соревнования по парусному спорту. Мама без моего ведома отвезла мои документы в театральное училище в Днепропетровск, там сказали, что документы без человека не примут. Но она настойчиво уговаривала их сделать исключение, говорила, что я подвижный мальчик, настоящий артист. Документы у нее взяли, и экзамены туда я сдал без особых усилий и волнений, видимо, потому что не готовился да и сильного желания стать артистом не ощущал. Я только ко второму курсу осознал, чем занимаюсь, выучился на артиста и даже работал в Херсоне по специальности, гастролировал по колхозам.
— Все знают, что студенты наших столичных театральных учебных заведений сильно загружены и теорией, и практикой. Что из себя представляет учеба в театральном училище Днепропетровска?
— Это среднее специальное учебное заведение, в котором мы за 1-2 курсы заканчиваем старшие классы общеобразовательной школы. Безусловно, там мы тоже допоздна засиживались. Но, разумеется, сама школа и методы отличаются от институтских, и если говорить по части нагрузки, то в Школе-студии МХАТ она была гораздо серьезнее, чем в училище.
— Вы делаете скидку на то, что к вам обращается неопытный человек, юный коллега?
— Если ко мне придет режиссер, который сильно младше меня, и я на него буду смотреть с высоты Олимпа, то я плохой артист. Или, по крайней мере, начинаю становиться плохим. Надо быть на равных, тогда из этого может что-то получиться. Разница в возрасте может дать массу плюсов. Ведь у молодых людей другой образ мышления, менталитет. Нужно относиться к этому с интересом. Но есть режиссер, а есть актер, который, вне зависимости от регалий и опыта, всегда должен оставаться материалом, глиной. Если он становится неким произведением искусства, начинает чувствовать себя законченным сосудом, значит, надо прекращать заниматься этой профессией.
Актерская служба.
Сергей Гармаш родился в 1958 году в украинском городе Херсоне. Его родители к театру не имели никакого отношения: отец — водитель, мать — диспетчер на автобусной станции. После армии Гармаш поступил в Школу-студию МХАТ. Сегодня он один из ведущих актеров театра «Современник», за его плечами почти сотня ролей в фильмах и сериалах: «Мастер и Маргарита» (1994), «Ворошиловский стрелок», «72 метра», «Охота на пиранью», «12», «1814», «Каменская», «Бригада», «Гибель империи»... Среди наград Гармаша есть две «Ники» и «Золотой Орел».