Россия — страна непрогнозируемая. Здесь не работают никакие пророчества. Невозможно предсказать ни погоду на завтра, ни имя следующего президента, ни тем более — что будет с отечественным шоу-бизнесом в следующем сезоне. Однако одно можно сказать со всей определенностью: любое самое нежное дуновение ветра будет воспринято в русской попсе как могучий шторм, ибо сейчас шоу-бизнес находится в состоянии абсолютной сияющей пустоты.
Все к этому шло несколько лет. Конвейер «Фабрики звезд», отданный в распоряжение четырем-пяти «музыкальным продюсерам» (а на деле — не справляющимся с таким потоком артистов композиторам), зачистка радиоэфиров под составляемый по фокус-группам «формат», костенеющая месяц от месяца монополия Первого канала и «Русской медиагруппы» и, как результат, полное равнодушие публики к концертам. Отечественный шоу-бизнес существует только на рынке корпоративных праздников, и как только корпоративные массовики-затейники захотят приглашать вместо Жанны Фриске каких-нибудь престарелых итальянцев — все здесь наконец-таки рухнет.
Вопрос не в том, накроются ли медным тазом давно уже потерявшие нюх «продюсерские центры». Вопрос в том, когда это произойдет. Быть может, в будущем году. А может и в 2009-м. Но это обязательно произойдет — мы уже видим защитную реакцию серого и полированного русского шоу-бизнеса на все, что выбивается вверх. По надуманному предлогу из страны был вышвырнут Андрей Данилко — в действительности же ему закрыли сцену только потому, что его успешность в разы превосходила успешность всех остальных русских артистов, включая Аллу Пугачеву. А в декабре все мы стали свидетелями еще более пошлого и трусливого поступка — из финальных концертов «Новые песни о главном» и «Песня года» была выкинута самая успешная певица года МакSим. Ничем другим, кроме как тихой истерикой и полной потерей ориентиров в пространстве, назвать это не получается. И в следующем году тенденция обязательно продолжится: на подходе еще десяток свежих «фабрикантов», которым настрогают ерундового материала и забьют этим материалом все эфиры. А какая-нибудь талантливая девочка из региона теперь тысячу раз подумает, идти ей на поклон к «музыкальным продюсерам» или, как МакSим, самой делать свое дело так, как это принято во всем мире, — с помощью компании звукозаписи, без всяких бессмысленных посредников.
Но есть и надежда. И эта надежда — российская публика, которую, как выясняется, не обманешь, и тиражи той же МакSим это подтверждают ярче, чем любое исследование. Соберет ли «певица года» Жанна Фриске хотя бы пятьсот человек в Москве? Я думаю — не соберет. А тысячи людей в зажравшейся Москве на концерте МакSим я видел собственными глазами.
Так давайте в 2008 году перестанем выбирать Филиппа Киркорова и группу «Любэ». Нас же не обманешь, не так ли?