Сегодня, продолжая серию научно-душераздирающих лекций о чувствах, именами которых названы рубрики «Rе:Акции», мы поговорим об осязании, то есть о восприятии факторов окружающей среды контактными рецепторами кожи и слизистых оболочек, а также рецепторами мышц…
Осязание — древнейшее чувство в природе. На заре жизни на Земле у организмов не было еще ни глаз, ни ушей, они не умели различать вкусы и запахи, но прикосновение было важным для них уже тогда. Собственно, только благодаря осязанию они получали информацию о внешнем мире. С тех самых пор это чувство — резервный терминал и последний рубеж истины.
Наверняка многие слышали или сами употребляли такую речевую конструкцию: «На вид оно такое-то, а берешь в руки — и оказывается, что на самом деле…» О том, что какое на самом деле, нам сообщает осязание. Конечно, со временем живые существа развили у себя органы слуха, зрения, обоняния и научились доверять им. Как правило, зрению больше, чем всему остальному. Но не всегда. И не все.
Даже среди нас, людей, есть такие, для которых поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» не работает. Своим глазам они не доверяют точно так же, как ушам и носу. Им надо по старинке — потрогать. Такие люди называются кинестетиками. Кинестетиком был, например, святой апостол Фома. Тот самый, который «неверующий». Он вкладывал персты в раны Христа не потому, что не верил Христу, а потому, что не верил своим глазам. А пальцам верил. Потому что главным чувством, несущим информацию о мире, для него было осязание.
С кинестетиками всегда так. Например, если их попросить описать персик, они в первую очередь скажут, что персик бархатистый, в то время как для кого-то другого персик в первую очередь будет красно-желтым или, там, розовым. Волосы для кинестетика — мягкие, шелковистые или жесткие, а уже потом — русые, черные или рыжие. Он может не помнить, какого цвета глаза его любимой женщины, но знать на ощупь каждую ее едва заметную родинку. Если вы придете с ним на деловую встречу одетым во что-нибудь совершенно несуразное, он не обратит на это внимания, зато слишком влажная или наоборот слишком сухая рука, протянутая для рукопожатия, может поразить его до самых печенок.
Именно кинестетиком был человек, первым попросивший ущипнуть его, чтобы удостовериться, что все, что он видит, происходит наяву, а не во сне.
Хотите сделать кинестетику подарок на всю жизнь — подарите ему толстые кожаные перчатки. Будьте уверены, пройдут годы, а перчатки будут как новые.
Если кинестетик на вас обижен или думает, что на него обижены вы, можете потратить часы, убеждая его в своем замечательном расположении, — он будет сомневаться. Но пожмите ему руку, и обида уйдет, будто ее и не было.
Кинестетик может долго куковать над картой, но дорогу запомнит, только когда пройдет по ней своими ногами.
Людей этого типа не возбуждает стриптиз, а словесные прелюдии к сексу они считают пустой тратой времени. Мужчины бывают кинестетиками чаще, чем женщины. Как раз поэтому типичной является ситуация, когда женщина долго и эмоционально рассказывает о какой-то своей проблеме, а мужчина в ответ гладит ее по голове и искренне считает после этого, что проблема решена.
Надписи «Руками не трогать!» в музеях сделаны в первую очередь для кинестетиков.
Опознать кинестетика, если он не маскируется, довольно легко: во время разговора он старается держаться как можно ближе к собеседнику, а доказывая вам что-то, нет-нет да и дотронется до вашего колена или плеча: ему кажется, что это делает его аргументы более убедительными.
Старый свитер с поползшими краями и неотстирываемыми пятнами непонятно чего — тоже типичная примета кинестетика. Его коже в этом свитере комфортно, а как он выглядит, дело для него десятое. Безусловно, его глаза и уши, в среднем, развиты ничуть не хуже, чем у всех остальных. Просто его подсознание не слишком полагается на эти нововведения, предпочитая проверенные механизмы, которыми пользовалась еще прапрапрабабушка амеба.
К слову, когда кромешная тьма, яркий свет или еще что-нибудь временно выводит из строя наши глаза, любой из нас вытягивает руки, как древняя амеба когда-то вытягивала свои ложноножки, а это значит, что все мы время от времени немножко кинестетики.
Всюду глюки
Одно из самых распространенных и самых безобидных расстройств осязания — тактильные галлюцинации. Когда вы, например, чувствуете спиной чей-то взгляд — это как раз они. Глаза реагируют на попадающий в них свет. Из них ничего не исходит. То есть чувствовать спиной просто нечего. Кроме глюков.
Когда вас «прожигают» взглядом — это тоже глюк, сбой в системе. И знаменитые мурашки, которые хоть раз в жизни ползали по коже, а то и под кожей каждого человека, персонажи из той же оперы.
Более серьезная проблема — тактильная агнозия. Это когда вы чувствуете поверхность того, что трогаете, но не можете на ощупь определить, какой формы этот предмет и даже какого он размера. Тактильная агнозия случается, когда с осязательными рецепторами все в порядке, но отдел мозга, отвечающий за обработку поступающих от них данных, нездоров.
Еще одно неприятное расстройство осязания называется полиэстезией. Если коротко и понятно, полиэстезия — это когда вас колют иголкой в одной точке, а вам кажется, что к вам прислонили весьма крупного ежа.
Гипостезия — это пониженная чувствительность рецепторов кожи и слизистых. Совсем плохо, если у вас гипостезия клитора или головки полового члена. Будут проблемы с оргазмом.
Гиперстезия. Это наоборот. И это тоже плохо. Потому что в ответ на слишком сильные воздействия осязательные рецепторы посылают в мозг сигнал, воспринимаемый как боль. Представьте, что вас гладят по голове, а вам больно, берут за руку — больно, садитесь — больно… Правда, для шулеров, играющих краплеными картами, гиперстезия подушечек пальцев — полезное профессиональное заболевание. Нормальным людям оно, конечно, ни к чему.
Точки контакта
Если сравнить любой осязательный рецептор человека с древнейшим обладателем осязания — амебой, последняя проиграет с разгромным счетом. А у нас этих рецепторов очень много — и разных. Благодаря им даже люди, страдающие одновременным расстройством зрения и слуха, способны ориентироваться в мире так, как никаким амебам никогда и не приснилось бы, если б они могли видеть сны.
1. Тельца Мейснера: чувствительны к прикосновению, очень многочисленны на подушечках пальцев и кончике языка. Позволяют нам определить площадь и протяженность тел.
2. Тельца Фатера — Пачини (Пачиниевы тельца): расположены в самой глубокой части дермы и чувствительны к деформации кожи, то есть к силам, действующим на нее, прежде всего к вибрациям. Диапазон воспринимаемых ими вибраций: от 70 до 1000 герц.
3. Колбы Краузе: находятся на поверхности дермы и очень чувствительны к понижению температуры, именно они ощущают холод.
4. Тельца Руфини: чувствительны к повышению температуры, ощущают тепло. Поскольку они залегают на большей глубине, чем тельца Краузе, и не так многочисленны, ощущение тепла воспринимается медленнее, чем ощущение холода. Поэтому мы так легко можем обгореть на солнце.