Представьте: две тысячи парней и девушек чинно сидят перед экраном, на котором компьютерные орки дерутся с эльфами, а комментатор бубнит что-то вроде: «Пока Эй-Эм Фова крепится, противник ведет абомов с Нагой на экспу…» Что происходит? Кто здесь?
Дело было в марте. На геймерской выставке Gamex проходил турнир по Warcraft III: The Frozen Throne. Борьба разгорелась нешуточная: российские участники SK.Deadman и WE.Rob смогли занять лишь третье и пятое места, а главные призы увезли южнокорейцы MyM]Moon и wNv.Fov. Автограф-сессия со звездами едва не переросла в драку, но вряд ли Moon и Fov были шокированы: в Южной Корее существует отдельный телеканал, где с утра до вечера транслируются исключительно поединки в одной-единственной игре — StarCraft: Brood War, а гонорары у специалистов по ней не меньше, чем у звезд футбола...
Пикник в Лордероне
Россия наряду с Южной Кореей и Китаем — одна из немногих стран мира, где геймеры играют в основном на персональных компьютерах. Домашние (PlayStation 3, Xbox 360 и Nintendo Wii) и портативные (PSP и Nintendo DS) приставки (они же консоли) пользуются значительно меньшей популярностью. Так уж получилось, что Gamex оказалась преимущественно консольной выставкой. Не слишком большой, но отчаянно похожей на зарубежные шоу, фотографии с которых геймеры с завистью разглядывали в глянцевых журналах. Заходишь в зал и видишь: слева — взаправдашний стенд Nintendo, прямо — Sony, справа — Microsoft. Фантастика! Наши геймеры уже сейчас готовы играть на консолях и аркадных автоматах, а PC оставить только для глобальных стратегий и реалистичных танковых симуляторов (вроде замечательного «Т-34 против «Тигра» от ИДДК). Не надо думать, что у них мозги съедены мышами и клавиатурами. Все с ними в порядке.
Люди были готовы стоять четыре часа, чтобы только добраться до демо-версии боевика S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, вдохновленного «Пикником на обочине» братьев Стругацких. Инсталляция из ржавых мотоциклов и бочек вызывала законное желание достать где-нибудь дозиметр и замерить уровень радиации. Ведь разработчики не раз наведывались в настоящую чернобыльскую зону в поисках вдохновения. Всего на выставке было представлено несколько десятков проектов для PC; жаль лишь, что не удалось привезти обещанную стратегию Command & Conquer 3: Tiberium Wars.
Другие игры
Лишившись поддержки большей части отечественной индустрии, организаторы привлекли на Gamex компании и сообщества фанатов, которые в ином случае никогда бы на выставке не появились. Так появился стенд с аркадными автоматами, в том числе новейшей стрелялкой Time Crisis 4. Члены комьюнити Bemafia (http://www.bemafia.ru) зажигали под ритмы корейских и японских мелодий на танцевальных симуляторах Pump-it-Up и давали экспресс-уроки всем желающим. Охота на динозавров с тяжеленным помповым ружьем в руках, фехтование взаправдашним самурайским мечом и гонки на мотоциклах — все это легко доступно в кинотеатрах и специальных игровых залах по всей стране. Вот только многие посетители выставки впервые узнали, что геймер — это вовсе не обязательно человек, который сидит дома, уткнувшись в монитор.
Великолепный музей компьютерных и видеоигр был организован «Игрологией» (http://www.ludology.ru) и проектом «Пятнадцать копеек» (http://www.15kop.ru). В нем можно было полюбоваться на образчики древних ПК (не привычных для нас IBM-подобных и «Маков»!) и приставок, а также сыграть в хиты 1980-х годов. Представленная коллекция оказалась даже больше, чем ее аналоги на крупнейших выставках в США и Японии! К тому же к ней прилагалась выставка советских игровых автоматов, и все они были в рабочем состоянии. Посетители постарше просто сходили с ума, когда видели культовые «Морской бой» и «Танкодром». Главный редактор журнала «Навигатор игрового мира» несколько часов провел за Lode Runner — сначала сам вспоминал молодость, потом обучал юных падаванов.
Отдельного внимания заслуживал стенд компании Alawar, занимающейся казуальными играми. Под этим страшным словом кроются офисные развлечения, вроде «Сапера» и знаменитого «Властелина овец». Казуальные игры можно еще называть «простыми» — они легко скачиваются из Интернета, стоят копейки, а удовольствия могут принести побольше, чем иной мегахит с космическим бюджетом. Другое дело, что геймерам с опытом казуальные игры неинтересны. Зато их мамы, сестры и девушки, которых силой затащили на выставку, были счастливы. Даже суровые охранники нет-нет, да и отвлекались от прямых обязанностей. Одна рука — на рации, вторая — управляет схематичным самолетиком или танчиком.
Почти «Оскар»
Прямо возле входа располагался стенд медиакомпании Gameland, издающей журналы «Страна игр» и «PC игры». Здесь было собрано всего понемногу: турниры по Wii Sports (Nintendo Wii), Dead or Alive 4 (Xbox 360) и Tekken 5 (PlayStation 2), демонстрация Resistance: Fall of Man (PlayStation 2) и новейшей версии Pump-it-Up, показательные бои в Quake 3 в формате «десять против одного» с культовыми киберспортсменами Полосатым и Куллером. Вокруг стенда бродило полтора десятка косплееров — поклонников игр, облачившихся в костюмы любимых персонажей. Сфотографироваться с Софитией и Таки из Soul Calibur 3 — мечта любого фаната файтингов.
Впрочем, главным событием и для компании, и для выставки стала церемония Gameland Award, проводящаяся уже в третий раз. Это мероприятие местного значения — награды раздавались лучшим отечественным играм (по традиции, к ним относятся и творения украинцев с белорусами) — но единственное подобное в России. Gameland Award лидеры нашей игровой индустрии любят и ценят, и к победе или поражению в каждой номинации относятся очень серьезно. В зале, который временно освободили киберспортсмены, ведущий Павел Воля (Comedy Сlub) в меру удачно пытался шутить перед двухтысячной аудиторией, оркестр исполнял мелодии из Super Mario Bros., «Тетриса» и Mortal Kombat, а вручать призы выходили интернет-знаменитости вроде Олега Куваева и Гоблина. Всего в Gameland Award в этом году раздавалось шестнадцать наград, две — от журналов, четырнадцать — от читателей (победители определялись в свободном голосовании на http://www.gameland-award.ru). Что символично, шесть призов собрала стратегия Heroes of Might & Magic V. Это сериал был издавна популярен именно в России, а на Западе — не очень. Несколько лет назад издатель и разработчик Heroes of Might & Magic прекратили существование, права на торговую марку купила компания Ubisoft и объявила тендер на пятую часть. Выиграла его российская студия Nival Interactive, с блеском справившаяся со сложнейшей задачей. Главный приз Gameland Award, однако, достался ролевой игре «Санитары подземелий» от Гоблина. Знаменитый переводчик фильмов, можно сказать, выстрадал этот проект — мрачную историю о планете-тюрьме с неграми-рабами, гомосексуальными оргиями и прочими страшными для слуха родителей геймеров вещами.
Что дальше?
Всего Gamex посетило 47 тысяч человек — куда меньше, чем, например, Tokyo Game Show (150–200 тысяч). Однако уверен, что на выставку «Игромир» в октябре придет еще больше, а через год-два обе отечественные выставки неминуемо выйдут на мировой уровень. Юмор ситуации в том, что сейчас Россия — самая большая по численности населения страна в мире, проводящая масштабные выставки для геймеров. А значит, отступать некуда.
ИТОГИ GAMEX 2007
Лучшие отечественные игры 2006 года по версии Gameland Award
• Лучшая игра — «Санитары подземелий»
• Лучшая графика — Heroes of Might and Magic V
• Лучший экшн — Ex Machina: Meridian 113
• Лучший симулятор — «Полный привод: УАЗ 4х4»
• Лучшая ролевая игра — «Санитары подземелий»
• Лучшая сетевая игра—- Heroes of Might and Magic V
• Лучшее продолжение — Heroes of Might and Magic V: Владыки Севера
• Лучшая стратегия — Heroes of Might and Magic V
• Лучшая казуальная игра — «Танчики»
• Лучшая локализация для консолей — FIFA 07
• Лучшая локализация для PC — Gothic 3
• Лучшая зарубежная игра для консолей — Tekken: Dark Ressurection
• Лучшая зарубежная игра для PC — Neverwinter Nights 2
• Самая ожидаемая игра 2007 года — S.T.A.L.K.E.R.
• Лучшая игра по мнению «Страны игр» — Heroes of Might and Magic V
• Лучшая игра по мнению «PC игр» — Heroes of Might and Magic V