На поле тысячи зрителей. Стоят плотной стеной – за душными спинами не видно ни черта. По выжженной солнцем траве почти по-пластунски ползу к первому ряду, пробираюсь между людских ног, которые то и дело пытаются отдавить мне пальцы. Вдруг что-то гулко взрывается, от неожиданности я резко подпрыгиваю и ударяюсь головой в чей-то пах. Пах вопит, вопль сливается с громогласными «Ура!» и «Vive la France!», доносящимися с поля боя. Разыгрывается самый кровопролитный эпизод сражения 1812 года – бой за батарею Раевского.
Военно-исторические праздники на Бородинском поле проводятся с 1839 года. Тогда здесь впервые прошли маневры с участием 150 тысяч войск под командованием императора Николая I. Особыми торжествами на Бородинском поле были отмечены юбилейные 1912, 1962, 1987 годы, а с 1962 года День Бородина ежегодно проводится в первое воскресенье сентября. В 1995 году он приобрел статус Всероссийского военно-исторического фестиваля. Чтобы увидеть это чудодейство, я встала в 7 утра (это в воскресенье-то!), 2 часа тряслась в электричке до Можайска и еще час на автобусе до самого палац-театра у села Бородино.
В реконструкции батальных эпизодов участвуют около 1000 человек, в том числе пехота – 650 человек, кавалерия – 100 всадников и артиллерия – 20 орудий. На поле представители всех родов войск: егеря, кирасиры, гренадеры – участники военно-исторических клубов из Москвы, Петербурга, Тулы, Калуги, Вязьмы и даже с Дальнего Востока. Для них годовщина Бородинской битвы – главное событие года. Костюмы и обмундирование созданы своими руками, лошади настоящие, порох – такой настоящий, что уши закладывает. Несколько стартовых залпов… и понеслось! Загремели пушки, «сквозь дым летучий французы двинулись как тучи... уланы с пестрыми значками, драгуны с конскими хвостами» – полный набор, короче. Комментатор сражения почему-то решил, что зрителям мало шума, доносившегося с поля боя, и поставил фонограмму звуков битвы…саундтрек какого-то фильма о Великой Отечественной войне. Бравые егеря и казаки неслись на врага под вой пикирующих бомбардировщиков, стрельбу крупнокалиберных пулеметов и истошные вопли немцев «Фойер!» Впечатляло.
Между тем, французская армия форсировала реку Колочь, на мосту произошла неразбериха, кони-люди перемешались, дорвавшиеся до оружия товарищи отчаянно палили из винтовок и пушек. Через пять минут французам удалось занять батарею Раевского, однако русские контратаковали, в бой ринулись гусары и казаки, гренадеры пошли в штыковую. Неприятель еще пытался протестовать, но перевес уже был на нашей стороне. Батарею отбили под овации публики. Судорожно пытаюсь вспомнить историю. Вообще-то, хоть и с большими потерями, французы овладели батарей Раевского, а сражение окончилось вничью. Просто главнокомандующий русских решил отойти от сценария и поимпровизировать, чем немало порадовал публику. «Оле! Оле-оле-оле! Россия! Вперед!» – ликовали обезумевшие зрители, кидая в небо пустые пивные банки. Наполеон (в миру – президент Военно-исторической ассоциации Олег Соколов) от такой наглости свалился с лошади, чем вызвал еще большую радость российских болельщиков. «Мочи гадов!» – орали они. Но французы на провокацию не поддались, Наполеона быстренько на лошадь водрузили и вывели на финальное построение войск.
Равнение на зрителя, и армии удаляются в полном составе. Несмотря на взрывы и ранения, на поле валяется всего один труп, да и тот подставной. Оцепление снимают, иду общаться с непосредственными участниками баталии. Кто-то рьяно постукивает меня по плечу – мужчина с жесткими усами в форме времен Гражданской войны: «Девушка, спасибо, что прошли мимо нас! Можно с вами сфотографироваться? У вас, видите ли, энергетика…» Ах, думаю, откуда в 1812-м белогвардейцы? Отмахиваюсь от офицера, на меня несется нечто… Ах, думаю, а откуда в 1812-м викинги? Между тем, лапы викинга хватают меня за талию и орут: «Братья! Я добыл женщину!» Смотрю на него своим самым строгим взглядом, на помощь подоспевают цыганки, то ли реконструкторские, то ли настоящие.
Знающие люди рассказывают, что раньше Бородино было своеобразным местом встречи для реконструкторов всех эпох и народов, преобладала, понятное дело, наполеоновская, но много приезжало из Первой мировой и Гражданской войны. В этом году из непрофильных были замечены лишь два рыцаря в бутафорских доспехах, три викинга и пять техногенщиков. Зато было много кадетов, казаков и один человек в советской полевой форме образца 1943 года. Интересно, думаю. И направляюсь знакомиться. Передо мной вдруг возникает липкая конская морда, чуть выше гарцует хрустящий новизной молоденький гусар. «Барышня, хотите, я вас умчу?» – вопрошает он, резво хватаясь за саблю. Поскольку опыта общения с гусарами у меня нет – предусмотрительно соглашаюсь. В перерывах между моими воплями во время конной прогулки Саша-гусар рассказывает, что это уже его третий бой за Бородино. «Иногда я жалею, что живу здесь и сейчас. Чувствую себя человеком прошлого. Семья относится к моему увлечению с пониманием, ведь это и есть моя настоящая жизнь!» На всякий случай спешно ретируюсь – мало ли что у гусаров на уме.
Путь назад – в стиле отступления французской армии: пять километров по жаре пешком через три деревни. Нестройные косяки русских двигаются по пыльной дороге, пытаясь автостопить проходящие автобусы и устраивая очереди у каждого колодца. Начинаю чувствовать себя разгромленным несчастным французом. Спасают предусмотрительные техногенщики. Они по очереди несут меня на плечах, разрешают померить противогаз и предлагают попробовать насекомых.
В электричке ко мне подсаживается Саша-гусар, уже без лошади и в гражданском. Всю дорогу он поет под гитару русский рок и рассказывает анекдоты про Чебурашку с Геной. На подъезде к Москве в вагон вваливается компания моих знакомых гостей из будущего. Они жестко отстраняют гусара и сообщают, что, мол, давно за мной наблюдают. По тому, как я подобно Бриджит Джонс отчаянно мчалась на лошади, они сделали вывод, что у меня есть все шансы выжить после ядерного взрыва, и посему я достойна вступить в их стройные ряды. Мне сообщают контакты руководителей и адрес конспиративной квартиры. Иду в поход инициироваться в начале октября. Ждите новостей с фронта.