А знаете ли вы, что фолк-музыка оккупировала верхние строчки радийных чатов? А знаете ли вы, что это всего лишь верхушка айсберга? Полно желающих научиться танцевать под фолк, не меньше желающих научиться играть фолк и еще больше желающих фолк слушать. Первые отправляются в школы народных танцев, вторые — на семинары по игре на этнических инструментах, третьи — в клубы. Именно в клубах сосредоточилась на сегодняшний день российская фолк-тусовка, причем тусовка эта не монолитна, потому что сам фолк бывает разным. Под один фолк положено плясать, яростно долбя каблуками пол, под другой — грустить, подперев кулаком щеку. Фолк — это целый мир. А миру положено иметь карту, чтобы в нем было проще ориентироваться тому, кто сюда забрел случайно. Вот она.
Условные обозначения
В России четкого определения фолка не выработано до сих пор. В США и Англии, откуда пришло это понятие, под словом «фолк» подразумеваются авторские песни и обработки, выросшие на почве народных мотивов. При этом центральной фигурой на сцене в фолк-музыке будет «композитор-песенник» — человек, сочиняющий и исполняющий один или в группе собственные песни. При этом фолк-группа может быть как акустической, так и вполне себе роковой, с жесткой ритм-секцией.
При всем многообразии в мировом фолке это обязательно англоязычные (английские, шотландские, ирландские) народные мотивы. Певцы и группы, исполняющие в чистом виде, как правило на акустических инструментах, народную музыку разных эпох, считаются поборниками «традиционной музыки». А исполняющие музыку на основе неанглоязычных народных мотивов попадают уже не в фолк, а в особую категорию «этника» или «этническая музыка». При этом неважно, какая музыка их вдохновляет: индейская или балканская.
Пункт отправления
Центрами фолк-музыки считаются Москва и Питер. Фолк-культура в этих городах, равно как и в прочих — это прежде всего культура клубная. Именно в клубах, заслуживших неофициальную репутацию фолковых, чаще всего проходят концерты разнообразных фолк-групп и фолк-фестивали. Фестивали фолковой направленности легко можно узнать по «сельскохозяйственным» или «природным» названиям, подчеркивающим связь с народной культурой и даже мифологией: «Урожай», «Полые холмы», «Фолк-безумие». Основными центрами действия в Москве являются два клуба: «Вереск» и «Вермель». В Питере таким центром является клуб «Арктика».
Кельтский фолк
Одна из самых популярных и долговечных разновидностей фолка на нашей сцене условно объединяет музыкантов, исполняющих разные версии ирландской, шотландской, бретонской народной музыки и свои собственные произведения на эти темы. Cочетание близкой нашему зрителю душевности и разгульности с привязчивыми танцевальными ритмами и романтической экзотикой всегда обеспечат на сцене смену поколений музыкантов, а в зале верную публику.
Московская группа «Мервент» сочетает ирландские, шотландские, бретонские, балканские и украинские песни и танцы. Их аудитория — это энтузиасты ирландских танцев из окрепших за последнее время танцевальных школ этого направления. Танцы удачно дополняются лирическими балладами в исполнении двоих вокалистов.
Группа «Белфаст» из Москвы изначально поставила на смесь рокабилли, серфа и русских переводов и пересказов ирландских городских баллад, в которых воспеваются подвиги бойцов ИРА, романтика ирландских баров и подворотен. Русские слова для красочного описания всего этого подбираются как литературные, так и совсем непечатные, что только добавляет образности и делает песни лидера группы Шона О’Брайена еще ближе русской публике.
Группа «Воинство cидов» (ирландское название Slua Si) из Москвы — одна из старейших на нашей фолк-сцене, всегда декларировала себя как открытое движение музыкантов, чтобы не только показать русским ирландские песни и танцы, но и находить в ирландской культуре музыкальные и духовные параллели с русской. Группа, возглавляемая Юрием Андрейчуком, сочетает быстрые ритмичные ирландские танцы с городскими и патриотическими балладами. Это «самая ирландская группа из всех русских и самая русская из всех ирландских».
Питерская группа Reelroad напрямую сочетает ирландские танцы и русскую народную музыку. Насколько зажигательны их выступления, могут подтвердить зрители не одного фестиваля, отплясавшие себе все ноги под музыку этой группы.
Особняком стоят две фолк-группы. Группа DartZ — это чисто питерское явление.
Музыканты сумели превратить ирландские и бретонские мелодии в собственные песни на русском языке. DartZ — это поп-фолк, но все же слишком питерский и чересчур душевный, чтобы стать коммерческим.
Группа «ССЕ» из Питера — это полностью акустический состав, исполняющий ирландские танцы. Лицо группы определяет талантливая скрипачка Елена Ведайко, способная в одиночку удержать большой зал и в состоянии тихой задумчивости, и в танце.
Foggy Dew — это акустический бэнд, целиком состоящий из колоритных мужчин. Конек группы — ирландские городские. В арсенале харизматичного лидера группы Александра Джалашова помимо замечательного голоса более пяти часов народных песен, бесчисленные шутки и анекдоты.
Фолк-рок
«Тролль гнет ель» — брутальный питерский авторский фолк-рок, сметающий все на своем пути. Гремучая славяно-скандинавская смесь. Грозный рык солиста Кости Тролля напоминает легенды о могучих, но добрых чудовищах, а флейта местами напоминает Jethro Tull.
«Мельница» — коллектив из Москвы. Это единственная фолк-рок группа, способная сейчас собрать зал более 1000 человек и лидирующая в чартах «Нашего радио». Она как никакая другая подходит под эталон фолк-группы. Песни лидера «Мельницы» Хелависы основаны на сюжетах кельтской, скандинавской, русской мифологии и в то же время составляют свою собственную мифологию — мир «Мельницы». Добавьте высокий профессиональный уровень музыкантов, слаженную ритм-секцию, грамотную рекламу и вы поймете, почему слово «фолк» сейчас прежде всего ассоциируется с «Мельницей».
«Календарь» — московская фолк-рок-группа, объединяющая музыкантов, поддерживающих живые традиции славян и скандинавов в виде больших музыкальных календарных праздников, каждый из которых приурочен к определенному времени года. Эти праздники организовываются и поддерживаются Фондом развития традиционной культуры.
Славянский фолк
Творчество ярких и самобытных ансамблей, таких как, например, «Казачий круг» или «Народный праздник» в Москве или «Братина» в Питере, знакомо немногим. Они в основном дают концерты для таких же энтузиастов и не ищут активно новой публики. В этом смысле больше повезло тем музыкантам, которые поддерживали традицию русского Севера и обрабатывали ее в фолк-роке. На нашей карте не только географическими, но и музыкальными центрами этого направления всегда будут Рыбинск и Ярославль. Популяризация русских народных песен вместе с песнями на стихи русских поэтов еще в начале девяностых началась группой «Седьмая вода». Новый проект ярославской фолк-рок сцены «Внуки Святослава» играет акустический фолк-рок. Свое вдохновение музыканты черпают в русской народной, западной средневековой культурах.
Dark folk
Это самый яркий образец готики, подчеркивающий всю ее тоску и загадочность. Эту сравнительно молодую у нас в отличие от остальной Европы разновидность фолка стали развивать приверженцы готического стиля. Таких групп в России сравнительно немного, и выпускаются они в основном на западных лейблах. На музыкальной карте центром дарк-фолка скорее можно считать Калининград (Кенигсберг), где проходит нео-фолк-фестиваль Prutena. Наиболее интересной и известной из дарк-фолк-групп можно назвать Moon far away. Сочетание достижений классической и традиционной европейской культур, использование наследия актуального музыкального авангарда наряду c плодами современной цивилизации — и безусловное следование канонам, отражающим традиционный менталитет северорусского Поморья, перебрасывает мостик между готами и традициями русских песен.
В фолке важен инструмент
Во время путешествия по стране фолка вы наверняка встретите непонятные слова вроде этих.
• Бузуки — греческий народный струнный щипковый музыкальный инструмент, происходит от древнегреческой кифары (лиры). Бузуки в свое время считался вне закона, музыка для бузуки была запрещена и не выходила за пределы таверн, где обычно собирались «ребетико» — криминальные элементы. Возрождение этого замечательного инструмента началось в 60-е годы ХХ века. Классический бузуки имеет 4 двойных металлических струны.
• Варган — самозвучащий язычковый инструмент, как правило металлический. При игре варган прижимается к зубам, ротовая полость служит резонатором для звука, возникающего в результате защипывания язычка, сам по себе варган не звучит. Распространен у большинства народов мира. Вибрации варгана могут вызвать состояние легкого контролируемого транса. Эта особенность варгана широко используется в шаманских практиках.
• Домра — старинный русский народный щипковый инструмент с корпусом круглой формы и длинным грифом. В прошлом домру использовали скоморохи.
• Йоухикко — карельский и финский двухструнный смычковый инструмент в форме корытца, выдолбленного из дерева, с еловой или сосновой декой.
• Окарина — свистковая флейта. Практически каждый играл на этом музыкальном инструменте, просто не зная, что он называется красивым словом «окарина». Это просто глиняная свистулька с двумя-тремя (редко больше) дырочками.