«Уважаемые жильцы! Информируем вас о том, что в октябре 2006 года Российская партия пенсионеров, Российская партия жизни, политическая партия «Родина» решением Президента Российской Федерации В.В. Путина прекращают свое существование и подлежат расформированию в установленные законом сроки. Голосовать за названные партии 8 октября не нужно. Избирательная комиссия». Листовки, которые разбрасывали в регионах накануне выборов (процитированная — из Екатеринбурга), заставляют вспомнить о золотом веке российских политтехнологий — конце девяностых. Депутат Госдумы Евгений Ройзман в прямом радиоэфире дрался с лидером екатеринбургской «Родины» Евгением Зяблицевым, а коллега Ройзмана по предвыборному списку «Партии жизни», шансонье Александр Новиков, который с Зяблицевым уже дрался, пообещал побить «родинца» еще раз — из солидарности с товарищем.
В Приморье грозили снять с выборов «Единую Россию» — «за использование в предвыборной агитации несовершеннолетних», а блок «Свобода и народовластие», возглавляемый скандальным экс-мэром Владивостока Виктором Черепковым, в равной мере трепал нервы всем лидерам предвыборной гонки и в конце концов получил сенсационные 8,65 процентов голосов, оставив за пределами краевого парламента «Партию жизни».
Еще одна сенсация — успех партии «Свободная Россия» в Новгородской области (третье место с 11 процентами). Того, что не самые богатые местные предприниматели Тимур Жиров и Евгений Богданов, пользуясь старинной технологией «от двери к двери», сумеют обойти и «Партию жизни», и ЛДПР, вплотную приблизившись к КПРФ, в Новгороде не ожидал никто.
Не оправдались прогнозы скептиков по поводу устроенного «Единой Россией» «Политзавода»: победители этого проекта стали депутатами во всех десяти регионах, где проходили выборы. «Политзавод» сегодня — единственное проявление «молодежной политики», имеющее прямую связь с политикой реальной. На этой неделе стартует второй «Политзавод» — в тех регионах, где выборы пройдут весной.
Еще пять лет назад выборы региональных парламентов никак не могли стать главным политическим событием в масштабах страны. Теперь становятся. Причина, в общем, ясна: отмена выборов губернаторов и депутатов-одномандатников, предсказуемость федеральной политики. Стандартный перечень ущемлений демократии в России из риторического арсенала любого оппозиционера-правозащитника неожиданно обернулся аргументом в пользу реформ 2004 года. То, что поначалу выглядело как беспардонное закручивание гаек, на практике принесло заметную пользу именно демократии. Политика ушла в регионы, и на смену «губернаторским спискам» с их стопроцентной вероятностью попадания в заксобрание пришла настоящая предвыборная борьба с по-настоящему непредсказуемым результатом.