3120 год. Всемирный институт истории тотальной мобилизации Земли. Конспект доклада «Предпосылки создания первого свода Новой Морали и дальнейшая реализация этого проекта»
Хартия «мобильного этикета»
Мобильный телефон или смарт-устройство на его базе становятся, если уже не стали, элементарными предметами личного обихода. Однако зона использования личного мобильного телефона далеко не всегда остается зоной частной жизни. Этот факт диктует необходимость усвоения каждым пользователем сотовой связи морально-этических принципов, непременное соблюдение которых мы считаем одним из основных факторов благоприятного развития мобильной связи. Любой человек вправе пользоваться личным мобильным телефоном свободно, но не вправе ограничивать при этом личные свободы других людей. Исходя из этого, мы признаем и утверждаем:
1. Необходимо выключать личный мобильный телефон безусловно в тех случаях, когда использование радиосвязи может подвергнуть опасности жизнь других людей (летательные аппараты, операционные медицинские комплексы
и т. п.).
2. Необходимо выключать личный мобильный телефон или переводить его в беззвучный режим на спектаклях, киносеансах, концертах, в музеях и выставочных залах, во время церемоний и ритуалов.
3. Следует воздерживаться от использования мобильного телефона во время управления транспортом.
4. Следует выключать мобильные телефоны или переводить их в беззвучный режим на деловых встречах и переговорах, если нет иных договоренностей.
5. В общественных местах (кафе, рестораны, магазины, общественный транспорт и т. п.) мобильный телефон следует использовать с наименьшим возможным уровнем громкости сигнала и голоса и с наибольшим возможным уважением к окружающим.
6. Не следует использовать в качестве звукового сигнала то, что может оскорбить или встревожить окружающих (нецензурная лексика, грубые и резкие выражения и звуки).
7. Недопустимо использование чужих мобильных телефонов и сообщение их номеров третьим лицам без разрешения на то их владельцев.
8. Определение местоположения абонентов, отправка на их номера различного формата сообщений со справочной информацией и другие действия операторов мобильной связи в отношении своих абонентов возможны только с согласия абонентов.
9. Тайна телефонных переговоров и конфиденциальность сведений об абонентах сотовой связи — предметы неукоснительного соблюдения уполномоченными государственными органами, операторами мобильной связи и самими пользователями.
«ХАРТИЯ МОБИЛЬНОГО ЭТИКЕТА», ИЛИ ПЕРВЫЙ КОДЕКС НОВОЙ МОРАЛИ
Предпосылки
В начале прошлого, третьего, тысячелетия, когда XXI век только-только вступал в свои права, в мире началась тотальная мобилизация. Буквально за несколько лет сотовый телефон (штуковина, выполняющая те же функции, что и наш моби-чип, но намного более громоздкая) из устройства премиум-класса превратился в массовое и доступное по деньгам (напоминает наши «кредиты») явление. Так называемый в народе «мобильник» появился у каждого — от мала до велика. Во многом это было связано с имевшей место в то время научно-технической революцией, обусловившей новый толчок в долгое время закостенелом развитии техники и высокотехнологичных материалов.
Но не все оказалось так светло и радужно: это на первый взгляд благое событие — мобилизация — вскоре обернулось, как принято было тогда говорить, обратной стороной медали, то есть вместе с колоссальным комфортом от этого нововведения человечество получило и явление полярно противоположное — деградацию. Болезненные последствия, вызванные массовым развитием сего страшного психологического термина, оставили тлеющее клеймо во всех сферах деятельности людей (особенно на этике) и сильно усложнили их жизнь. Причем обратный эффект был максимален: ни суперпопулярный в XXI веке вредный фаст-фуд, ни даже полная виртуализация общения из-за быстрого развития компьютерной отрасли не вызвали столь большого ажиотажа.
Всерьез озаботившись проблемами тотальной мобилизации, психологи, еще не успевшие стать жертвами этой опасности, проанализировали поведение множества респондентов при разговоре по сотовому телефону и обнаружили очень опасную закономерность. В то время, когда человек эмоционально и заинтересованно говорит по мобильнику, он фактически «выключается» из окружающего мира, тем самым, попадая в мир виртуальный — собеседника и обсуждаемой проблемы. Поэтому контролировать свои слова и поступки становится довольно-таки трудно.
В итоге за считанные годы Земля оказалась фактически на грани катастрофы, предотвратить которую смогло лишь скорое принятие свода четко регламентированных правил пользования мобильным телефоном.
Принятие и реализация
В течение июня 2006 года по прямой инициативе группы компаний «ВымпелКом» (в миру популярный оператор «Билайн») и исследовательского холдинга Romir Monitiring была осуществлена разработка нормативных документов, регулирующих правила поведения абонентов при пользовании мобильной техникой. Окончательный вариант «Хартии мобильного этикета» (именно такое название получил рассматриваемый документ) был представлен 19 июля 2006 года на заседании экспертного совета и подписан всеми его участниками. Среди них многие известные личности того времени, представляющие различные сферы деятельности: Сергей Литовченко, исполнительный директор «Ассоциации менеджеров России»; Владислав Флярковский, руководитель студии итогового выпуска программы «Новости культуры»; Сергей Корзун, журналист; Григорий Остер, детский писатель; Борис Грачевский, художественный руководитель детского юмористического киножурнала «Ералаш»; Тина Канделаки, телеведущая; Андрей Кравцев, начальник информационного центра «Московской службы спасения»; Евгения Рубцова, директор по корпоративным связям исследовательского холдинга Romir Monitoring»; Ольга Свиблова, директор «Московского дома фотографии»; Александр Изосимов, генеральный директор ОАО «ВымпелКом»; Иван Арцишевский, директор центра современного этикета «Европейский формат», представитель в России Ассоциации членов семьи Романовых; Елена Русская, руководитель «Русской школы имиджа», одна из ведущих имиджмейкеров страны; Виталий Зотов, заместитель директора департамента общественных связей ОАО «Аэрофлот».
Всего предписаний оказалось девять (полный текст хартии прилагается). Все они строго определяли возможность или невозможность совершения какой-либо манипуляции с мобильником в той или иной ситуативной обстановке. То есть, например, первый пункт, можно сказать, запрещает использовать мобильный телефон в случаях, когда «использование радиосвязи может подвергнуть опасности жизни других людей (летательные аппараты, медицинские комплексы)» — и это правильно, так как в противном случае возможны неполадки в работе близкорасположенного оборудования или, еще хуже, возникновение явлений резонанса (совпадение несущих частот) и в результате поломка приборов. Третий пункт гласит, что не следует одновременно управлять транспортным средством и разговаривать по телефону — лучше остановиться, побеседовать, после чего продолжить движение, или на крайний случай пользоваться специальной ушной гарнитурой, которая не занимает руки водителя. Следуя пятому пункту, не желательно использовать телефон в общественных местах, разве что только при большой надобности, но и даже в этом случае стоит соблюдать приличие: ставить беззвучный или очень тихий режим и при ведении беседы отойти или говорить тихо. Восьмой пункт уже касается неэтичности со стороны операторов сотовой связи, которые любят навязывать своим абонентам различного рода рекламу. Согласно хартии, им следует, например, отказаться от рассылки подобного рода сообщений тем, кто этого не хочет, то есть обеспечить возможность добровольного отказа от такого контента. Также операторов касается и девятое правило, предусматривающее обеспечение конфиденциальности сведений об абонентах сотовой связи и их разговоров — такая информация может быть рассекречена в редких случаях по письменному заявлению правоохранительных органов.
Вскоре после принятия официальный текст Хартии появился во всех газетах и журналах, несколько раз был показан в новостях по телевидению, а число упоминаний этого события в новостных интернет-лентах перевалило за миллион; эти правила появились в школах, институтах, рабочих местах, магазинах, стенах домов. Правители всех государств, больших и маленьких, единогласно заявили о полной поддержке этого регламента. В итоге начался небывалый ажиотаж, люди опомнились и стали неукоснительно соблюдать все предписания.
Таким образом, документ, которым явилась «Хартия мобильного этикета», открыл для всего человечества Кодекс Новой Морали, заняв в нем первую, самую почетную страницу, крепко обосновавшись в истории мировых цивилизаций. И даже сейчас, по прошествии более тысячи лет, этот пусть и устаревший — теперь, как известно, уже нет мобильных телефонов в виде маленьких кирпичиков, все встроено в наш мозг — регламент имеет большое значение: так как именно он заложил основы для дальнейшего прогресса абсолютно на всех уровнях нашей жизнедеятельности.
МНЕНИЯ СЕРЬЕЗНЫХ ЛЮДЕЙ
От: Анна Самохвалова, менеджер по социальным проектам ОАО «ВымпелКом»
Мобильная связь сегодня полностью интегрирована в жизнь людей. Сформировалась субкультура пользователей мобильной связи. «Билайн» совместно с Romir Monitoring провели национальное исследование «Правила мобильного этикета» для изучения негласных правил общения и поведения с использованием мобильного телефона, которые абоненты применяют на работе и в бизнес-среде, в семье, общественных местах, местах отдыха и развлечений. Результаты исследования мы предложили для обсуждения представителям общественности: в рамках экспертного совета в Москве и круглых столов в регионах. Подписание «Хартии мобильного этикета» было инициировано участниками экспертного совета в Москве, позднее ее также подписали участники круглых столов в регионах. Мы как представители компании поддерживаем положения хартии и планируем продолжать работу по проекту.
От: Надежда Анциферова, директор по маркетингу холдинга Next Media Group
Если абстрагироваться от профессиональной деятельности и выразить мое мнение как человека — необходимость принятия этой хартии лишний раз напоминает о том, как низок уровень общей культуры в обществе. Все заявленные пункты являются нормой поведения для хорошо воспитанных людей, а использование мобильного телефона без устройств hands free за рулем вообще подвергает опасности жизнь водителя, его пассажиров и других участников дорожного движения.
Как непосредственный участник мобильного рынка, я приветствую восьмой пункт хартии, посвященный спаму. Разумность в объемах рассылаемой рекламной информации — необходимая для рынка защитная мера. Инициатива «Билайна» более чем похвальна.
От: Татьяна Москалева, директор департамента PR и внешних связей группы компаний Dixis
Необходимость в подобном своде этических правил назрела уже довольно давно. Для того чтобы убедиться в этом, стоит просто один раз сходить, например, в театр. «Зрители», выходящие из зала во время спектакля по причине орущего во всю громкость телефона, шепот на весь зал из-под стула «Я не могу сейчас говорить… Я в театре…», неожиданно резко врывающиеся в театральное действие мелодии телефонных звонков — все это, несомненно, добавит неповторимого колорита к игре актеров. Попробуйте-ка насладиться театральной постановкой… И все это происходит даже несмотря на то, что перед спектаклем всех зрителей заранее предупреждают о необходимости выключить мобильные телефоны на время действия постановки. Однако, видимо, 2 часа для современного человека это слишком много, чтобы оставаться без сотовой связи.
Принятие «Хартии», несомненно, вещь необходимая, однако, на наш взгляд, этого мало. Нужно еще и активно пропагандировать соблюдение правил мобильного этикета среди пользователей мобильных устройств, при этом начиная со школьников. Только когда соблюдение свода этических правил, перечисленных в «Хартии», станет нормой для воспитанных людей, можно будет говорить об очевидной пользе вышеуказанного документа.
От: Сергей Савин, консультант аналитической компании J’son & Partners
На человеческом уровне мне очень близка и по душе позиция авторов данного документа, но, к сожалению, я думаю, что данное начинание не может быть реализовано на 100 процентов в ближайшее время.
В нашем обществе на сегодняшний день масса нерешенных проблем: это и разница в доходах, и падение образовательного уровня, и т. д., и т. п. И как одно из следствий этих проблем — снижение культурного воспитания людей. Если взять срез абонентов сотовой связи, то на сегодняшний день возрастная аудитория распределилась следующим образом: подростки (до 19 лет) – около 17 процентов; молодежь (19 — 24 ) — около 20 процентов; взрослое население (25 — 45) — около 36 процентов; пожилые люди — около 27 процентов. Если брать две последние группы, то, на мой взгляд, поменять что-то в восприятии и воспитании этих людей довольно сложно. То есть среди них есть как воспитанные люди, которые уже придерживаются почти всех правил, изложенных в хартии, так и невоспитанные, донести до которых что-то новое и гуманное будет очень сложно. Прививать данные правила результативно молодежи и подросткам, поскольку у большинства из них еще не успели полностью сформироваться взгляды на жизнь — значит, можно еще что-то изменить.
Очень хорошо, что данная тема была поднята на обсуждение, так как жизнь в нашей стране налаживается, и чем быстрее начнется работа, тем скорее мы пожнем ее благотворные плоды.