На самом пике, на тончайшем острие современной российской городской моды сейчас московские политические дебаты, которым всего-то полтора месяца, и которые проходили-то всего три раза. Но если в первый раз это было любопытно, во второй раз — любопытно тем, кто не полюбопытствовал в первый раз, то после третьих дебатов «Живой журнал» взорвался — новая мода принята и, по общему ощущению, «это круто».
Политические дебаты придумал двадцатипятилетний пресс-секретарь партии «Яблоко» Сергей Казаков. Идея проста до гениальности — два оппонента и разводящий-ведущий обсуждают какую-то животрепещущую проблему. Их полемическое искусство оценивает некое жюри, после чего голосуют зрители. «Телепередача «К барьеру», — скажет иной читатель без фантазии. И в ответ я скажу ему главное — эти дебаты происходят не в строгой телевизионной студии под руководством режиссера программы. Они происходят в каком-нибудь недорогом кабаке, доверху набитом народом с улицы (на последних дебатах было около 500 человек), прокуренном и пропитанном пивом и виски. И люди, которые набиваются в эти кабаки, курят там, алкоголизируются и до хрипоты спорят друг с другом и оппонентами на сцене, — политизированная молодежь, журналисты и интернет-тусовщики, а не актеры массовых сцен, заполняющие зрительские места на телешоу. И это придает происходящему какой-то невероятный драйв.
Конечно, такого рода развлечения никогда не стали бы модными, не будь русская политическая дискуссия мертва вот уже много лет. Главный феномен нынешнего изобретения московской молодежи состоит в том, что эти клубные дебаты и есть современная российская публичная политика. И другой публичной политики на сегодня в России нет. А это значит, что из тех, кто сейчас пьет пиво на клубных дебатах, вырастет не один и не два политика будущего. Вполне возможно, что где-то за одним из столиков второго этажа «Билингвы» за спором Олега Кашина и Виктора Шендеровича не прошлой неделе наблюдал будущий российский президент. Пусть даже и в роли оперативника ФСБ.
Но законы шоу-бизнеса неизменны. И совершенно понятно, что будет с дебатами позже. Уже сейчас про них пишут в газетах, их обсуждают в Сети, на них не считают зазорным приходить федеральные политики и телезвезды. И чем дальше — тем более мощным будет это политическое шоу. Будут сниматься залы все большего объема, будет больше прессы, дебаты появятся и в других городах страны, а в Москве возникнут какие-нибудь альтернативные дебаты, которые будут конкурировать с первыми, количество участников и обсуждаемых тем будет измеряться десятками, и люди будут все чаще говорить: «Да не пойду я, все одно и то же», а потом начнут забываться герои и организаторы, начнет забываться и драйв. И по мере превращения в мейнстрим политической жизни клубные дебаты сами собой отомрут.
Но вот что произойдет с Россией за то время, пока неформальные политические дебаты будут превращаться в мейнстрим и отмирать, — бабушка надвое сказала.
Потому что как ни крути, а некоторые молодежные моды меняли жизнь человечества.
Также по теме: