Политики умеют много и правильно говорить о судьбах нации, но удивительно скупы на полезные дела. Между тем есть люди, способные не только ставить перед собой конкретные цели, но и достигать их — на благо обществу. Объединяясь в организацию, они не стремятся стать новой силой в политике, даже избегают ее…
«Re:Акция» будет рассказывать о неполитических общественных организациях, которые работают, просто чтобы помогать людям. Тем самым изменяя мир.
Их объединил интернет-форум. В мае 2005 года завсегдатаи одного автомобильного портала решили провести акцию в защиту праворульных машин. И провели. Всего за четыре дня незнакомые друг с другом лично интернет-пользователи сумели организовать масштабные выступления по всей стране. 19 мая прошлого года в этих мероприятиях приняло участие более 5000 автомобилей в 44 городах страны. Так родилось движение «19 мая», позже переименованное в «Народное движение автомобилистов «Свобода выбора».
Самой недавней стала акция «Мигалкам — нет!» в защиту Олега Щербинского, прошедшая 12 февраля. В августе 2005 года «мерседес» Михаила Евдокимова на высокой скорости столкнулся с «тойотой» Олега Щербинского. 3 февраля 2006 года Зональный райсуд Алтайского края осудил Щербинского на четыре года колонии-поселения. 12 февраля в Москве, Барнауле и других городах России прошли акции протеста автомобилистов в защиту осужденного, против «чиновничьего беспредела» на дорогах. На прошлой неделе суд оправдал Щербинского.
Лидер движения Вячеслав Лысаков так прокомментировал это событие корреспонденту «Rе:Акции»: «Освобождение Щербинского — это справедливое решение».
Отношения с властями у автомобильных активистов складывались сложно. Хотя акцию «Мигалкам — нет!» все же не разогнали. Вячеслав Лысаков объяснил лояльность властей так: «Для нас такая спокойная реакция была неожиданностью. Но все прошло гладко еще и потому, что я выходил на контакты с силовиками. Одна из моих основных задач — это не допустить физического столкновения с правоохранительными органами. Политические движения играют на провокационных столкновениях с силовиками. Мы на это не идем, мы ценим жизнь и здоровье своих коллег. Силовики позволили нам собраться на Гребном канале (Санкт-Петербург). ОМОН вел себя корректно, как и московская ГИБДД, но только до начала старта. После него ДПС нам стала чинить различные препятствия». Политических амбиций, по словам Вячеслава Лысакова, у движения нет. И объясняется это прагматичными причинами: «Мы категорически против вмешательства любых партий в нашу деятельность. Политики так себя дискредитировали, что являются раздражителем, люди убегают мгновенно. Поэтому наша установка: мы дистанцируемся от всех партий и политических движений. Мы знаем, что они рассматривают нас всего лишь как некую массу, которую надо любыми путями привлечь на свою сторону, а потом забыть до следующих выборов. К тому же, если мы начнем выяснять политические предпочтения внутри движения, это послужит причиной для его развала».
Основной костяк организации — это социально активные мужчины 35–50 лет, представители среднего класса. Подтягиваются и молодые. Так, на акции «Я пропускаю пешеходов» «Свобода выбора» впервые участвовала вместе с рейсерами — уличными гонщиками. А на акцию «Мигалкам — нет!» прибыла уже команда рейсеров URTeam в полном составе. Ведь ничто так не объединяет людей, как дорога.
АКЦИИ «СВОБОДЫ ВЫБОРА»
- 19 мая 2005 г. — общероссийская акция протеста против запрета праворульных машин (около 5000 участников по всей стране, 44 города)
- 31 июля 2005 г. — акция протеста автомобилистов против высоких цен на бензин, ОСАГО и транспортного налога
- Лето 2005 г. — участие в акциях «Я пропускаю пешеходов»
- 10 декабря 2005 г. — акция против 5-кратного повышения налога на транспортное средство, после которой спикер Совета Федерации Миронов опроверг саму возможность такого повышения
- 28 января 2006 г. — акция в защиту владельцев американских авто
- 12 февраля 2006 г. — общероссийская акция «Мигалкам — нет!» в защиту Олега Щербинского, обвиненного в гибели Михаила Евдокимова