Отличная штука — барабан. Именно с него тысячи лет назад при плясках вокруг костра начиналась музыка. Археологические находки свидетельствуют: в Японии, где их до сих пор особо почитают, барабаны существовали за восемь тысяч лет до нашей эры. В них били, когда хотели сообщить соседнему селению о приближении противника, их устанавливали в храмах, использовали в обрядах, а также для поднятия боевого духа воинов. К барабанам все и возвращается. Не верите — обойдите несколько элитных ночных клубов, известных «музыкой от лучших диджеев мира». Этот инструмент тем более становится похож на великую праматерь всея музыкального искусства, если вдуматься, для чего он нужен. Ритм — это мера музыки (от латинского «ритм», мера). Вдобавок это вибрация. Древние верили, что весь мир — разной плотности волны, вибрации.
Как все по-настоящему грандиозные вещи, барабан неоднозначен, у него есть противники и фанаты, два непримиримых лагеря. В советских газетах писали, что музыка с яркой ритм-секцией, вроде рока, влияет на организм как тяжелые наркотики: слушатель перестает соображать, воля отключается, личность деградирует. Из-за «долбежки». Еще писали, что от классики коровы лучше доятся. В ответ любое существо младше 20 лет может авторитетно заявить, что быстрый ритм вызывает прилив сил, радует и даже помогает сосредоточиться («Всю сессию под нормальное техно в наушниках провел»). Японцы и вовсе до сих пор считают, что голос барабана — голос Бога. И прежде чем играть на нем, нужно очистить душу, тогда игра будет сродни молитве: из инструмента выйдет готовое общаться божество.
Современность вспомнила, призвала и с готовностью приняла барабаны. Множатся школы игры на них, а музыка все больше зависит от ритма. И даже последние, самые что ни на есть научные исследования говорят в пользу «молодежной» и «японско-шаманской» версии. Согласно одному из них, барабанные ритмы стимулируют образование в нашем организме эндогенного этанола — природного алкоголя. Замена его алкоголем обычным вызывает зависимость. На собственном же можно «сидеть» безо всякого ущерба. Или вот: ученые медицинского колледжа Сорбонны утверждают, что быстрая музыка, особенно «диско», может влиять на человека даже лучше, чем некоторая классика. Диско-ритм (130 ударов в минуту) — ровно вдвое чаще здорового сердцебиения. Он улучшает настроение, расслабляет. А изучая воздействие опер Рихарда Вагнера и Рихарда Штрауса на здоровье слушателей, французы выяснили, что от сочинений продолжительностью около четырех часов люди от утомления впадают в состояние, близкое к обмороку. Прекрасное воздействие на людей неизменно оказывала музыка, написанная до начала XIX века, — легкая, нежная, неагрессивная. Но именно японцы все это время последовательно развивали культуру барабанов. Сегодня только базовых их разновидностей — несколько десятков. От «одайко», двухметрового гиганта, на изготовление которого у мастера уходит три года, до «утива-дайко», «барабана-веера», который используют танцоры на праздничных шествиях. Тут барабан сравнивают с сердцем. И — никаких споров о его, сердца, полезности.
Комментарий специалиста Практикующий врач-психотерапевт Андрей Селиванов: О силе воздействия ритма на психику знали еще древние шаманы. При определенном последовательном ритмическом воздействии происходит сначала возбуждение, а затем торможение коры головного мозга. Развивается своего рода транс. Это — одно из самых важных последствий воздействия ритма. Что касается физиологических процессов, считается, что каждая клетка пульсирует в определенном ритме, и что под воздействием ритма извне клетки подстраиваются под него. Нервные же клетки наиболее чувствительны. По-моему, основное воздействие музыкального ритма идет через органы восприятия на психику. Сознательные процессы тормозятся, бессознательные растормаживаются, развивается транс. Не могу рекомендовать слушать только классику или только рок. Человеку нужны разные ритмы. В психотерапии есть направление — музыкотерапия. Медленные, мелодичные произведения используют, чтобы успокаивать гиперактивных детей. Заторможенных, наоборот, «расшатывают» динамичной музыкой. Вообще важно, чтобы она соответствовала той деятельности, которой занимается человек.