НЕ НАДО
Зачитываться заманчивыми объявлениями типа «$1000, образование не требуется», особенно когда ищут «сотрудника в иностранную компанию». Поработаешь месяц, а потом скажут, что ты не справился и покажут на дверь. А за ней — уже очередь наивных на твое место. Это в лучшем случае. Могут и сделать «зиц-председателем». Дадут должность какого-нибудь «главного менеджера». Ты порадуешься, а потом порадуются следователи. Случись что, ты — главный, тебе и отвечать за неуплату налогов или обман партнера.
Не надо носить свои идеи и творческие разработки куда попало. Рискуешь услышать «Ваша статья не подошла», «Этот дизайн нам не нужен», «Такая программа не годится». А через месяц ты увидишь где-нибудь свою работу, но без своего имени. Денег не увидишь и вовсе.
Необдуманно связываться с распространением. Схема такова: ты покупаешь у фирмы ее товар, за что тебе дают красивый значок и много бумажек с печатями. Даже майку не пожалеют или бейсболку. Пожмут руку, и ты останешься с купленным товаром (косметикой, дисками, средством для похудания). Что ты с ними будешь делать, фирме все равно. Свои деньги она уже получила. Ну а ты, без опыта распространения и базы реальных покупателей, очень скоро станешь ночным кошмаром всех друзей и родственников: «Купите во-о-от эти миленькие духи». Вариант: образцы выдают бесплатно, но денег ты получишь ровно столько, на сколько продашь. Результат, как правило, тот же.
Заниматься так называемым сетевым маркетингом: «Купите у нас блок конфет, приведите пятерых друзей, и всем вам будет счастье». Помни историю МММ. Каждая пирамида когда-то заканчивается. Скорее всего, закончится как раз на тебе.
НАДО
Внимательно читать все документы, которые подписываешь. Особенно то, что написано мелким шрифтом. Не бойся уточнять, если что-то непонятно. Не верь фразам типа «Это только на бумаге, на самом деле все иначе». Изучи КЗОТ и по возможности узнай у друга с юрфака о своих правах.
Не лениться и посмотреть, что есть о твоей компании в Интернете. Существуют специальные сайты, где обманутые работники делятся своим опытом. Самый известный — antijob.tk
От шеф-повара
Надо любить принимать гостей
Сергей ЧЕРНОВ, ресторанный критик, автор гида «Ресторанный рейтинг»:
Способен ли студент быть хорошим официантом, зависит от человека. Не так уж важно, профессиональный он официант или человек, для которого это только подработка. Его успех у клиентов зависит от того, насколько он готов быть доброжелательным и услужливым. Сейчас это слово — «услужливость» — приобрело негативный оттенок, но так было не всегда. Когда-то дворяне служили царю, а простые люди считали счастьем быть прислугой, верно служили своим господам всю жизнь, и их дети оставались работать в тех же домах. Чтобы быть хорошим официантом, нужно любить принимать гостей. Официант услужлив, как хороший хозяин, желающий, чтобы гостям было хорошо. Такой хозяин накрывает на стол, помогает выбрать блюдо по вкусу, убирает со стола пустые тарелки — все, чтобы гостям было удобно и приятно. Если такое качество у человека есть, он будет хорошим официантом. К сожалению, сейчас реноме этой профессии подпорчено — в последнее время в официанты шли не те, кто хотел реализовать себя в этом качестве, а желающие быстро поживиться.
Жизненный опыт полезен всем
Алексей МИТРОФАНОВ, крупный москвовед, писатель, исследователь российских нравов и быта, писал ресторанную критику для «Известий», охотно выступает в этом жанре и поныне:
И для ресторанов, и для потребителей хорошо, когда студенты работают официантами. В отличие от людей без образования, они интеллигентные, неплохо воспитаны. Когда тебя обслуживает студент, меньше вероятность, что нахамят. Некоторые такие официанты способны поддержать разговор о литературе — однажды такое случилось, к моему удивлению. Чем меньше город, тем больше вероятность, что в ресторанах будут работать студенты и даже школьники. Нравы проще. Летом по всей России студенты работают в летних кафе, которые открываются на улицах. В южные города студенты даже специально приезжают поработать — там можно и отдохнуть, и заработать на чаевых от туристов. Например, в небольшом городе Светлогорске летом появляются молодые официанты из близлежащего Калининграда. И это замечательные вежливые официанты. Они не стали еще хамами, не научились оценивать платежеспособность клиента с первого взгляда и не впаривают тебе самое дорогое блюдо, а общаются по-человечески. Хорошо это и для студентов, я полагаю, особенно если они собираются стать профессионалами в сфере обслуживания. Впрочем, эта работа дает богатый жизненный опыт, который полезен уже решительно всем.
И некоторые тонкости
Леонид Брованов, метрдотель, 30 лет. Окончил профессиональный колледж на острове Кипр по специальности «менеджер ресторанного бизнеса», работал метрдотелем в ресторане гостиницы «Пулковская», фешенебельном ресторане «Креветка». Увлекается кулинарией, любит путешествовать, изучает астрономию. Живет в Петербурге.
Если я вижу, что человек совершенно не подходит для такой работы, у меня есть несколько вариантов. Первый — помочь неопытному официанту «раскрыться». Для этого я расскажу ему о некоторых тонкостях работы, посоветую, как грамотно вести себя с клиентами, словом, постараюсь направить его старания в нужное русло. Если же вижу, что человеку это абсолютно не нужно, предлагаю «просто попробовать», а потом сам пускай решит, готов он к серьезной работе или хочет только заработать себе на джинсы. Иногда приходят студенты, чаще девушки, которые еще практически ничего не умеют, но видно, что у них талант «от бога». Они грамотны и воспитанны, эффектно идут по залу, а когда разговаривают, у них даже глаза светятся. С такими людьми приятно работать. Для официанта не так важен опыт, как огонек в глазах и желание всему научиться. А если есть желание, то при определенных стараниях все получится. В России выгоднее всего трудиться в «забегаловках», кафешках, бистро — там, где больше людей и больше возможностей подзаработать. Туда охотно берут молодых неопытных официантов. Такие ребята легко обучаемы, при этом на молодежи можно сэкономить. Но в таких заведениях нет стабильности и велика текучесть кадров.
Крупнейшая международная компания по продаже А/В билетов
срочно набирает сотрудников на постоянную основу для несложной
работы через интернет, с ежедневными выплатами от 11 000 руб.
Работая в нашей компании Вы получаете:
- Соблюдение трудового кодекса
- Полный соцпакет, оплачиваемый отпуск, больничный, санаторий.
- Каждый наш сотрудник на дому гарантированно получает высокий доход. руб. в день.
- Гарантированные стабильные выплаты заработанных денег.
- Выплаты происходят ежедневно на банковские карты или электронные кошельки.
Пройдите регистрацию на нашем сайте. > airline.zarplatt.ru <
Без вложений, опыт и профессиональные навыки не требуются!