Где-то в конце школы в список «взрослых» вещей — секс, алкоголь, поздно прийти домой —
добавляется наличие работы. Ее поиск становится навязчивой идеей, самым экстремальным видом спорта. Хоть тушкой, хоть чучелком, но иметь СВОИ деньги и тратить их так хочется. На шее у родителей сидеть все-таки несолидно, да и запросы уже не всегда объяснишь. Существуют вакансии, на которые охотно берут именно студентов.
Причем на неплохую — иногда —
зарплату.
— Никита, расскажи, как ты стал официантом?
— Учился в МАИ на первом курсе. Нужны деньги. На работу в офис или компанию берут только по знакомству — у нас в группе некоторые смогли устроиться по родительским связям. Продавцом идти — неудобный график. Решил пойти официантом в одно кафе. Зарплата — долларов двести. Ну и плюс чаевые, конечно. Хотя у нас они не особо большие были, к нам такая же молодежь приходила, те же студенты.
— И много с тобой студентов работало?
— Да почти все. Только недолго —
придут на пару месяцев и уйдут куда-нибудь еще. Профессиональных не было. Хотя был вариант пойти на бесплатные курсы —
но никто не шел. Все смотрели на это, как на временное обстоятельство. Только подвернется еще что-то — уходили. В конце концов, если что-то не получится, то можно всегда найти еще кафе…
— И сколько ты работал?
— Около года. Ну, весь первый курс и кусок лета. Потом отдыхал как-то, пытался чем-то еще заниматься. Прошло года два, сейчас решил снова пойти. Пока платят немного, но обещали больше.
— То есть перспективы есть?
— Конечно! Люди зря считают, что это временная профессия, что денег на ней не сделаешь. Я знаю людей, которые зарабатывают по три тысячи долларов одних чаевых летом. Но это профессионалы, они закончили курсы, и не одни. К тому же, из официанта в нормальных заведениях всегда можно выбиться в люди. Стать менеджером, управляющим, еще и еще…
Официанты, бармены — вот кем очень часто трудятся учащиеся вузов и колледжей. Приглядись —
в трех случаях из пяти тебе принесет меню такой же замученный сессией студент. Через пару дней он сам будет сидеть в подобном баре и раздраженно ждать пропавшее меню…
Владелец недорогого кафе обычно закрывает глаза на частые отгулы и медленное обслуживание. Конечно, это не благотворительность. Зарплата официанта здесь редко превышает пару сотен долларов. Чаевые, если повезет, дают еще сто. Деньги, естественно, выдают в конверте, таком же символе эпохи, как и злополучная коробка из-под ксерокса. Никакого социального пакета, никакого Трудового кодекса. Максимум —
хозяин заключит с работником трудовой договор. Положение студента напоминает ситуацию с гастарбайтерами из стран СНГ. Отсутствие прав, низкая зарплата, никаких гарантий.
В большинстве заведений средней руки давно перестали нанимать профессиональных официантов. За те же деньги можно получить троих любителей. Пусть они даже принесут заказ через полчаса и на другой столик. Медлительность официанток в популярных в Москве заведениях ОГИ давно стала частью городского фольклора. Есть даже анекдоты на эту тему: «Открылся «Публичный дом ОГИ». Все бы хорошо, но девушки делают не то, не так, не тем и ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО!».
В элитные кафе и рестораны неопытных студентов не возьмут. Здесь предпочитают профессионалов с быстрыми ногами и знанием этикета. Ну, или взаимного расположения вилок-ложек-ножей к каждому блюду. К тому же внешний вид должен соответствовать имиджу заведения — никакого пирсинга и модных причесок. Приветствуется знание иностранного языка, лучше двух. Это другая ниша рынка труда.
Нам, большинству посетителей заведений средней руки, остается довольствоваться ненавязчивым сервисом, близким к «совковому». И при этом еще платить «чаевые» не за хорошо сделанную официантом работу, а по традиции.
В тихом уютном кафе паузы между заказанным супом, вторым и чем-то там в конце под кружку пива составляли час. Уходя и расплачиваясь точно по счету до копейки, я спросил милую девушку официантку, которая весьма раздраженно реагировала на мои просьбы поторопиться:
— Вы, наверное, хорошая студентка?..
Впервые за весь мой трехчасовой обед она улыбнулась:
— Да, хорошая, даже очень.
— Вот потому и официантка плохая, — сказал я довольно зло. И все-таки добавил чаевые. Подаяние бедному студенту.