Пока отец всех джедаев и прочих представителей фауны «Звездных войн» Джордж Лукас потихоньку наживался на продаже световых мечей и лелеял мечты о продолжении своей саги, один из оставшихся в тени участников кинопроцесса, дизайнер Эндрю Эйнсуорт, сыграл по-крупному. Пользуясь рассеянностью Лукаса, он производил и продавал костюмы имперских штурмовиков и, по самым скромным подсчетам, успел оснастить армию, сопоставимую с вооруженными силами какой-нибудь банановой республики средней руки. Но Джордж, пусть и с опозданием, нанес ответный удар: 20-миллионный иск — весьма серьезный урон для вероятных сил зла в лице Эйнсуорта. И от завязавшейся судебной битвы теперь зависит ничуть не меньше, чем от памятного штурма «Звезды Смерти».
Давным-давно, в далекой-далекой Галактике…
В 1976 году у Джорджа Лукаса было немало проблем: фильм, ставший впоследствии иконой для половины мира, никак не хотел складываться. Сценарий слишком длинен, силы зла безличны, киноконцерны несговорчивы. Сценарий в итоге был порезан на мелкие кусочки, первая половина которых всплыла лишь через полвека после второй, кинокорпорации, видимо, одурев от такого хода, дали Лукасу зеленый свет, а вот со злом никак не складывалось.
Если главу темных сил Джордж представлял весьма четко, то приспешников Вейдера — «штурмтруперов» — не представлял никак. А командующий сил зла без своих помощников смотрится как-то комично, невзирая на весь свой демонизм и темную силу. Тогда-то Лукас и обратился к независимому дизайнеру реквизита — Эндрю Эйнсуорту. Если бы Эндрю знал, чем закончится эта история, он ни за что не согласился бы на эту работу, но, к счастью для нас, простых зрителей, будущее дизайнер видеть не мог. И через несколько дней принес Лукасу первые экземпляры формы для имперских штурмовиков. Джорджу созданные костюмы понравились, и Эндрю без заключения договора о передаче авторских прав (это очень важный для далекого будущего факт!) продал Лукасу первые 50 шлемов всего по 70 долларов за штуку. Так, очень просто и обыденно силы Зла обрели тот вид, что сейчас знаком каждому.
Потом был головокружительный успех саги, тонны «Оскаров», миллионы, заработанные на самом фильме и сувенирной продукции. Лукас довольно потирал руки, считал деньги, снимал продолжения-приквелы, но не давал фанатам ни единого шанса стать такими же, как Скайуокер, Йода или Оби-Ван Кеноби. Не потому, что не хотел, а потому, что Сила доступна лишь избранным и никакому мечу на светодиодах, продаваемому на каждом углу, не под силу сделать человека джедаем. А о том, чтобы дать фанату шанс стать имперским штурмовиком, Лукас как-то не задумывался. То ли такая мысль просто не приходила в голову, то ли он считал, что люди предпочтут быть скорее недоджедаями, но зато на стороне Добра, чем злыми, но настоящими штурмовиками. Зато о желающих стать частью настоящих «Звездных войн» подумал Эндрю Эйнсуорт. Пусть и спустя четверть века, пусть это ему и очень сильно аукнулось.
Та же далекая-далекая Галактика, наши дни…
В 2004 году Эндрю вдруг обнаружил у себя в гараже весточку из прошлого: один из тех самых шлемов, которые он разрабатывал в 1977 году. Тогда-то ему и пришла в голову идея помочь всем страждущим, естественно, с пользой для себя. По старым наброскам и найденному шлему он восстановил экипировку штурмовиков и через свою фирму Shepperton Studios начал продавать форму штрумтруперов по 3600 долларов за комплект. Деньги немалые, но за шанс попасть в «Звездные войны» такая цена вполне приемлема, тем более что на амуницию реальных солдат тратятся схожие суммы. Так, комплект обмундирования американских солдат во времена боевых действий в Персидском заливе стоил на 500 долларов дешевле. Сейчас, конечно, числа несколько другие, и для того чтобы экипировать одного американского солдата, потребуется продать пять комплектов одежды штурмовика.
Но если бы Эндрю действительно тратил заработанные деньги на создание своей собственной армии, ему вряд ли понадобились бы высокотехнологичные солдаты США, вполне хватило бы бойцов Сопротивления откуда-нибудь из Сьерра-Леоне с практически бесплатными АК-47 и бронежилетами десятилетней давности.
Впрочем, каких бы планов у Эндрю не было, теперь ему не до них. Ведь его подрывную деятельность заметил Лукас — попытки Эндрю нажиться на любимом детище Джордж, естественно, воспринял крайне болезненно и тут же подал в суд. Формулировка иска — «незаконная реализация костюмов и шлемов, являющихся копиями атрибутов героев «Звездных войн». Впрочем, фанатам все это не особенно интересно, так же как неинтересны мотивы Эндрю, подвигнувшие его на производство формы, или причины, по которым Лукас пытался превратить людей в недоджедаев. Фанатам куда интереснее, чем закончится эта неприятная история: продолжится ли выпуск обмундирования штурмовиков и кто же победит — основоположник всего Джордж Лукас или создатель небольшой, но очень важной части вселенной «Звездных войн» Эндрю Эйнсуорт?
Хотя шансов у Лукаса на порядок больше. Первый судебный процесс в Америке он уже выиграл, отсудив у Эндрю 20 миллионов долларов. Правда, отдавать их пока никто не собирается, ведь Эйнсуорт — подданный Великобритании и американским законам не подчиняется. Теперь Лукасу предстоит второй раунд, уже в английском суде. Только теперь Джорджу придется еще и отвечать, ведь Эйнсуорт подал ответный иск на 12 миллионов. Дизайнеру хочется, чтобы ему возместили неполученную прибыль за использование в сувенирной продукции разработанных им шлемов и брони имперских штурмовиков. Непонятно, как с иском дизайнера согласуются контраргументы, приведенные Эйнсуортом на первом слушании о том, что «костюмы штурмовиков — объект промышленного дизайна, а не произведение искусства, и вообще авторские права на них у Lukasfilm истекли много лет назад», но какие-то шансы на победу у него, вероятно, есть.
Впрочем, главное, чтобы форма штурмовиков продавалась и после слушания, и нет никакой разницы, кто будет ее производить: Лукас или Эйнсуорт. Правда, костюмы от Эндрю более аутентичны. Ведь одеваться силы Зла должны в форму, произведенную силами Зла, а их в данный момент представляет именно Эндрю, уже четвертый год лишающий силы Добра в лице Лукаса части прибыли от франчайза под названием «Звездные войны».
Все та же Галактика, вероятное будущее…
А ведь судья, который вот-вот вынесет решение, вряд ли понимает, как много завит от его вердикта. И дело совсем не в восстановлении финансовой справедливости — разговор о том, кто же на самом деле обладатель авторских прав на амуницию штурмовиков, нужен лишь для отвода глаз. Если подумать, то Эйнсуорт создал себе немалую армию из тех, кто никогда не смог бы быть джедаем, но с помощью дизайнера обрел шанс стать штрумтрупером.
И теперь если Эндрю не устроит решение суда, то владелец Shepperton Studios вполне может развязать первую галактическую войну. Даже если считать, что Лукас собирается возместить свои убытки полностью и Эйнсуорт продал костюмов на эти самые 20 миллионов, то в распоряжении дизайнера как минимум пять с половиной тысяч бойцов. Армия Лукаса вероятно сопоставима с ней по масштабам, но что смогут сделать разобщенные последователи джедаизма со своими фонариками против бесстрашных солдат Империи в полной боевой выкладке?
С другой стороны, если эти миллионы — последнее, что есть у Эндрю, возникает вопрос об обеспечении своих взводов и дивизий фуражом и прочими необходимыми в ведении боевых действий припасами. У Лукаса-то подобных проблем не возникнет, с деньгами у создателя «Звездных войн» все более чем хорошо. Впрочем, неважно, что в итоге станет с финансами у сил Зла и Добра, главное, что конфликт будет долгим и кровопролитным и заденет даже тех, кто в жизни не видел «Атаки клонов» или «Новой надежды».
Искренне жаль бедных бабушек, которым не повезло иметь соседом менеджера, по вечерам любовно протирающего висящие в шкафу доспехи штрумтрупера или меняющего раз в месяц батарейки в лайтсабере. Остается надеяться, что битва не выйдет за пределы здания суда и никому не придется в скором времени протирать забрало шлема, начищать эмблему Империи до блеска и перечитывать «Устав» имперских штурмовиков в поисках ответа на вопрос, почему Лукас и Эйнсуорт не могли в далеком 1977 году заключить нормальный договор о распределении авторских прав.
С другой стороны, заключи они этот контракт, кто бы сейчас знал о том, что в свободной продаже есть не только световые мечи, но и белая форма темных сил. Зато теперь о возможности покупки брони знает каждый посетитель информационных интернет-порталов. При таком раскладе вся эта шумиха о дележе прав вполне может рассматриваться как гениальный пиар-ход, ведь сейчас люди толпами повалят закупаться на будущее формой штрумтруперов. Просто так, на тот случай, если ее перестанут производить. А Лукас и Эйнсуорт будут сидеть в каком-нибудь баре, считать прибыль и обсуждать, что же еще можно пустить в оборот: маски мастера Йоды, накладные уши, как у Джа-Джа Бингса, или крем для роста волос из набора «стань Чубакой»?
А обычные люди будут каждый вечер запирать понадежнее двери, чтобы, не дай бог, не зашел какой-нибудь недоджедай и не уволок телевизор «Рубин» на «материальное обеспечение революционного движения против Империи». И внимательно слушать, не раздастся ли на улице стройный топот марширующей армии имперских штурмовиков, сопоставимой по размерам с вооруженными силами какой-нибудь банановой республики средней руки, и бодрые гимны во славу Эндрю Эйнсуорта, давшего возможность простому смертному потратить 3600 долларов за комплект брони из импервиума и противобластерной сетки (для людей, понимающих в сувенирном бизнесе, — пластика и резины).
Доспехи штрумтруперов.
Изготовлены из импервиума (фабричное название — пластил), обеспечивают частичную защиту от бластерного огня за счет противобластерной сетки. Надевается поверх черного терморегулирующего комбинезона, который позволяет штурмовику действовать при разных температурах окружающей среды и защищает его практически в любых условиях — от вакуума до зон с повышенной термической нестабильностью. Броня также обеспечивает защиту от метательного и импульсного оружия, болтов и бластерной шрапнели. В броне имеются отсеки со спецаппаратурой и резервуары с кислородом на случай попадания в вакуум. Шлем оборудован дыхательными фильтрами и защищает от химического и бактериологического оружия. Голографические зрительные процессоры позволяют видеть в темноте, дыму и огне, помогают целиться по движущимся мишеням. В шлем также встроены средства связи широкого радиуса действия со специальными алгоритмами шифрования и система распознавания «свой-чужой».
Цена войны.
Джедай
Лазерный меч — 5000 рублей
Одежда (кимоно, накидка) — 3200 рублей + 1500 рублей
Сила — купить невозможно
Имперский штурмовик
Комплект имперской формы — 3600 долларов
Оружие (любая модель футуристичного вида) — 320 долларов
Хорошая физическая форма (абонемент в фитнесс-центр) — от 3000 рублей за 12 месяцев
Озлобленность и верность командующему — бесплатно
Американский солдат
Полный комплект амуниции — 17,5 тысяч долларов
Американский солдат времен «Бури в пустыне»
Полный комплект — 3200 долларов
Партизан в Анголе
Оружие (трофейное) — бесплатно
Одежда (повседневная) — бесплатно
Билет до Анголы — 1100 долларов
Совы совсем не то, чем кажутся.
Если считать судебную тяжбу Джорджа Лукаса и Эндрю Эйнсуорта гениальным рекламным ходом, они все равно окажутся лишь в конце очереди соискателей на звание «Самого нестандартного подхода к рекламе». И до них были компании, которые рекламировали себя так, что не сразу поймешь, какой продукт продвигается и продвигается ли он вообще.
Чьи ключи?
Американское отделение Nissan, когда им нужно было прорекламировать новую модель Altima 2007, которая заводится от нажатия одной кнопки, разбрасывали на улицах города связки ключей. Связка состоит из одного автомобильного, двух обычных ключей и бирки с надписью: «Если вы нашли это, можете не возвращать». Можно, конечно, считать это тонким намеком на уникальную систему зажигания, но представьте разочарование людей, нашедших эту связку и уже всерьез размечтавшихся о новой машине и квартире, буквально упавших с неба.
Сериал для покойника
В один прекрасный момент все журналы и газеты Великобритании заполонили объявления о новой линии косметики для покойников, в которую входили: наполнитель ран, жидкость для бальзамирования и фиксатор губ. После описания всех преимуществ этой косметики следовала ссылка на интернет-сайт. Зашедшего на этот портал ждало разочарование: ни малейшей возможности заказать заинтересовавший продукт у посетителя не было. Вместо этого ему предлагали смотреть новый сериал «Six Feet Under» на канале Channel 4.
«М» или «Ж»?
Рекламщики AXE перемудрили сами себя: придуманное ими обоснование для наклеенных на кабинки мужского туалета изображений женских трусиков ни одному нормальному человеку в голову не придет. Действительно, как стринги на дверце могут обозначать, что «хорошие девочки теряют голову и пускаются во все тяжкие»? Скорей уж подобные наклейки будут ассоциироваться с новым вариантом маркировки туалетов вместо приевшихся треугольничков или банальных «М» и «Ж».
Телефон в подарок
А сотрудники сотового оператора Klart Svar начали рассылать пользователям контор-конкурентов гарнитуры в виде больших телефонных трубок. Все это сопровождали записки: «Пользоваться мобильниками намного удобнее, но если вы привыкли к стационарным телефонам, мы готовы пойти вам навстречу!» Впрочем, от такой гарнитуры, тем более бесплатной, вряд ли кто-нибудь отказался бы. А разговаривать с ее помощью можно и по старым тарифам.