ФОРУМАРХИВРАСПРОСТРАНЕНИЕНОВОСТИRE:ДАКЦИЯRE:КЛАМОДАТЕЛЯМКОНТАКТЫ
 




Сделать стартовой
И еще...
Аниме. Теперь он ЧИ-бурашка
Сейчас я не решаюсь смотреть ничего крепче «Ну, погоди!» пятнадцатилетней выдержки, потому что стал свидетелем того, что способно сделать с человеком аниме. подробнее »
«У нас город всегда был тихим...»
О ситуации в Кондопоге газете «Re:Акция» рассказывали ее коренные жители. О том, как появилась банда заезжих чеченцев. подробнее »
Мне не приснилось небо Лондона
В предыдущей жизни Яна была музыкант и лидер фолк-группы «Сами по себе». подробнее »
Кухня мести: для гурманов и на скорую руку
Кавказ, Центральная Азия, Ближний и Средний Восток, Европа, Америка, Африка, Япония… Где-то это блюдо подавали холодным, где-то наоборот, предпочитали погорячее, но практически везде — с кровью. Времена и законы изменились. Нравы — нет. Принцип «око за око, зуб за зуб» никуда не делся. Правда, вслед за изменением законодательства и общественных устоев изменился и подход к приготовлению этого блюда. Привкус крови почти исчез, зато повара начали вовсю экспериментировать со специями. Более того, сегодня месть можно заказать по телефону или через Интернет, как какую-нибудь пиццу. Но и кустари-кулинары не сдают позиций. подробнее »
Предложение разыскивает родителя
Мысль все-таки материальна. К такому выводу склоняешься при взгляде на то, как стремительно развивается рынок любых товаров и всевозможных услуг. подробнее »

Главная » Архив » Номер 18 » Дай лапу, Jam
Дай лапу, Jam
Номер: №18, "Зачем было это лето"
(1 сентября 2005 — 8 сентября 2005)

Рубрика: Слух
Тема: Джаз пока не начался?
От: Кирилл Мошков


В современную импровизационную музыку (назовем ее для простоты «джаз») никогда еще не ломилось такое количество молодых, жадных до совершенства молодых музыкантов с отличной первоначальной подготовкой и огромным желанием играть. Барьеры пали, при наличии некоей (не слишком большой даже) суммы денег уехать учиться можно хоть в колледж Беркли. Правда, на месте выясняется, что Беркли не входит даже в десятку лучших американских музыкальных учебных заведений в области джаза и вообще современной музыки, ну так что с того — зато на родине этот диплом знают и ценят.
И каждый вновь пришедший чувствует, что он — первый на этом пути, и каждый жаждет изложить свое видение всего процесса, и каждый — вот это уж совершенно русская черта — обязательно обладает стройной и развитой теорией современной музыки, даже если собственно в плане игры ему удивить мир пока еще и нечем.
И вот что интересно: многие из этих стремящихся к совершенству утверждают, что им ничего не светит. Буквально.
Как так?
Утверждается вот что: ни один русский музыкант не находится на вершине мирового музыкального процесса; это потому, что русские вообще не могут играть на таком же уровне, как американцы. Доказательства? А вы посмотрите на мировые хит-парады. В джазе хит-парадов нет? Ну ладно, посмотрите на… э-э-э... какой там у нас журнал главный по джазу? Down Beat? Jazz Times? Посмотрите на их чарты и поллы. Есть там хоть одно русское имя?
На этом месте юный философ от музыки обычно скрещивает руки на груди, глядя печально, но уверенно. Вот, написано на его челе большими буквами, какую непростую дорожку я выбрал себе. Мне ничего на ней не светит, но я буду идти по ней, ибо меня прет.
С последним аргументом не поспоришь — да и слава богу, что прет. Но так ли безупречна аргументация в целом?
Ну, во-первых, давайте взглянем на хит-парады и, прости, господи, пошлы и чарты по классике. Есть там хоть одно русское имя? Да вы что, в самом деле. Русские как задавали правила игры в этом деле, так и задают. Вот открываем хит-парад классики на «Амазоне». Владимир Ашкенази. Евгений Кисин. Святослав Рихтер (экая глыба — до сих пор его интерпретации в цене!). Максим Венгеров. Борис Пергаменщиков. Мстислав Ростропович... Полно. Закрываем.
А что пишут западные критики о русских или — шире — постсоветских джазменах?
Валерий Пономарев (трубач, в конце 70-х играл в легендарном ансамбле Art Blakey Jazz Messengers) — «возможно, один из самых недооцененных трубачей нашего времени».
Алекс Сипягин (первая труба лучшего оркестра США — The Mingus Big Band) — «высоко ценящийся студийный музыкант, заботливо пестующий свою персональную музу» (поэты, да-а-а).
«Трио Ганелина» (легендарный вильнюсский состав, в 80-е ураганом прокатившийся по американским концертным залам): «возможно, величайший ансамбль свободного джаза в мире».
Стоп, а это разве не признание? Впрочем, да, трио распалось, Слава Ганелин мирно преподает импровизацию в Иерусалиме...
Стоп-стоп-стоп. Похоже, мы увлеклись аргументацией юных философов. Давайте введем пару понятий, оным философам неведомых в силу их возраста.
Первое. Прошлое и будущее — это не сегодняшний день, спроецированный назад или вперед. В прошлом все было не так, как оно сейчас. Кстати, как и в будущем все будет по-другому!
В прошлом — еще 15 лет назад — импровизационная музыка советской империи в отличие от хорошо экспортировавшейся классики почти не имела выхода в широкий мир. Почему? А потому, что классика рассматривалась как «наше», идеологически правильное искусство, а вот джаз — в силу его американского происхождения — как «не наше», неправильное и, следовательно, непригодное для экспорта. Музыканты почти не ездили на официальные гастроли дальше какого-нибудь Коттбуса, Германской Демократической Республики или, в крайнем случае, Улан-Батора. Случаи официальных выступлений советских джазменов в США все как один относятся к перестроечно-либеральному концу 1980-х и могут быть сочтены по пальцам одной, ну максимум двух рук: ансамбль Игоря Бриля, «Трио Ганелина», дуэт Винцкевич-Саарсалу...
Отсутствие контактов обозначало отсутствие в контексте.
Свободно выезжать для получения джазового образования наши музыканты стали каких-то 10–12 лет назад. Это академическое, классическое музыкальное образование у нас на высоте, ему полтораста лет, по нему равняются. Джазовому у нас еле-еле три десятилетия. Первые попытки преподавать джаз — самодеятельно, без методики, на ощупь — это конец 60-х, легендарная студия «Москворечье». Официальное преподавание джаза как вида музыкального искусства началось только в 1974-м. Да что там, у нас всего тридцать лет как выдали первый диплом по специальности «саксофон»! Могла бы страна изобрести атомную бомбу, если бы преподавание физики в ней началось за тридцать лет до этого?
Второе. Джаз — это музыка личностей. В еще большей степени, чем классика. История джаза состоит не из муравьиных усилий тысяч безымянных, но трудолюбивых ремесленников, усердно пилящих в академических оркестрах — это история успеха (или неуспеха) отдельных людей, тщательно изученная, расписанная на дискографии, с прочерченными стрелками – кто с кем играл и к кому переходил.
Так вот, в ключевые моменты этой истории, в 50–60-е годы, когда невероятно быстрое и невероятно бурное развитие этой музыки создавало исполинский Свод Законов, выраженный в тысячах великолепных студийных и концертных записей, — русских на сцене еще просто не было.
Никому из «наших» не повезло оказаться рядом с Майлсом Дэйвисом, а ведь почти все, кто оказался, породили целые стили и направления, получив от великого трубача неимоверно мощный заряд новаторства и творческой свободы. Никто из русских не играл с Колтрейном, с Хэнкоком, с Диззи, с Сонни Роллинзом...
Но вот Валерию Пономареву удалось попасть к великому Арту Блэйки: 25 лет спустя он – признанный, уважаемый (хоть и не первой звездной величины) нью-йоркский трубач.
А ведь это только один пример...
Дорогие философы! У меня к вам большая просьба.
Не ставьте знак равенства между местом рождения и местом на Олимпе.
Будущее принадлежит вам, даже если вы родом не из Нью-Джерси, а из Мариуполя.
Не упирайтесь в цвет вашего паспорта. Не по нему вас будут судить на бешеных джемах в нью-йоркских полночных клубах, когда вы туда доберетесь.
Вы просто научитесь играть нормально!

Всего оценок: 11, средний балл: 4
» Комментарии

← Предыдущая статья Вернуться к содержанию Следующая статья →
Статьи автора:
» Дай лапу, Jam
» За что в Moscow любят русских
» Советский джаз и свобода
» Класс про джаз для эстонских журналистов

Статьи рубрики:
» «Перехожу улицу на красный свет»
» Саундтрек к любви
» Ru tv без ruбашки
» Ударники труда
» Добрый доктор Ундервуд



Комментарии (оставить свой)

От: nnikaPr
12.02.2017, 19:44
Пройдите 1 регистрацию, сделайте 2 действия
и получайте от 8950 рублей каждые сутки в автоматическом режиме.

Мы гарантируем:
- Первый заработок в течении 60 минут.
- Стабильный доход 24 часа в сутки.
- Поступление денег без задержек.
- Для России, стран СНГ и Европы.
- Без вложений и установки ПО.
- Специально для новичков и людей без опыта.

Более подробная информация на нашем сайте. ( prosto.zarplatt.ru )

От: megorPr
18.02.2017, 14:42
Интересная работа в интернете.
Мы предлагаем: Достойная зарплата без задержек, справка 2-НДФЛ, карьерный рост, бесплатное обучение,
свободный график, страховые взносы в Пенсионный фонд, официальный договор (по желанию).
Режим работы, устанавливаете в пределах Ваших возможностей.
Ваш возраст и образование значения не имеют.
Обязательные условия: наличие компьютера и интернета.
Ваши действия:
1. На сайте ( http://off-rabota.tk ) скачайте и установите приложение.
2. Ознакомьтесь с содержимым.
3. Пройдите несложную регистрацию.
4. Обязательно, пройдите курсы обучения. (Бесплатно)
5. Начинайте зарабатывать!
Зарплату мы перечисляем только на банковскую карту любой платёжной системы.
(Для работы советуем оформить отдельную карту)
ВНИМАНИЕ! Весь процесс регистрации, обучения совершенно бесплатны. Не попадитесь в руки мошенников!

-----JGHHJ16FU16G1U6F51J6F1J6R1UY6F5Y-----

От: King
20.01.2023, 00:36
Dear reakcia.ru Owner, very same listed here: Link Text

Оставить комментарий:
Ник:
E-mail:
Введите код, который вы видите на картинке:



Поиск
Rambler's Top100 © "RE:АКЦИЯ". Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-19561 от 11.02.2005
При перепечатке материалов ссылка на reakcia.ru обязательна
Создание сайта - alsd.ru