7. Комиксы бывают про простых людей и уродов
Для западного мира явление довольно заурядное: комиксисты всех стран постоянно норовят собраться в одной точке – в Сан-Диего, например – и чего-нибудь такое устроить. Называется это «конвент». Или «кон». Или еще как-нибудь. Зачастую в этом безобразии принимают участие писатели, киношники, ну и, конечно, любители комиксов.
В Москве пришлось устраивать выставку. Трехнедельную.
По стенам были развешаны – вместо постеров – сами комиксы, а автографы приходилось рисовать на чем попало, за неимением печатной продукции. Ну не выпускают у нас комиксов. Кроме детских, да и те, в основном, переводные.
Зато очень весело. Художники, сценаристы, любители комиксов – все перемешано, не скажешь даже, кто есть кто. В нормальной жизни они дизайнеры, журналисты, рекламщики. Эти люди, в отличие от большинства своих сограждан, не считают комиксы чем-то низким, позорным и недостойным. Не раскраски для тех, кто еще не научился читать, а своеобразная форма искусства, между кино и книжками.
Они действительно так считают!
Грань между профессиональным комиксистом (удивительно, но они у нас в стране есть), любителем, рисующим что-то в свободное от учебы или работы время и просто человеком, начитавшимся комиксов, здесь минимальна. Потому что шансов что-то издать почти никаких – никто не купит. Потому что комиксы – для детей.
Что бы это ни было – развлекательная серия про кошек, мышек и собачек или, напротив, мрачнейшая фантастическая история – это никому, по большому счету, не нужно. Кроме комиксистов и сочувствующих. Страшно далеки они от народа.
Такая ситуация придает происходящему неповторимый привкус андеграунда. Зато на выставке – все свои. Но с каждым годом таких вот «своих» – все больше. В первой «КомМиссии» участвовали 80 художников, потом 180, в этом году – три сотни.
Здесь все то же, что и на любом западном конвенте: лекции, премии, дискуссии, неформальное общение до, во время и после мероприятий. Все как обычно, за одним небольшим исключением: нет рапорта об успехах.
Вот они, все успехи русского комикса, по стенкам висят. По четыре листа от автора. Нарисованные в свободное от работы время.
Приглашенные западные гости читают доклады о том, как правильно делать комикс. Новообращенные комиксисты, до этого момента полагавшие, что комикс – это действительно несколько картинок, объединенных неким сюжетом, потрясенно слушают. Сюжет, композиция, диалоги, врезки, развороты…
Затем им рассказывают, как правильно издавать комикс (тут слушатели не могут сдержать нервного смеха). У нас можно приобрести лицензионные американские комиксы вроде «Человека-паука» или «Людей Икс». А вот с изданием отечественных комиксов – напряженка.
Лидер объединения комиксистов «Люди мертвой рыбы» и один из организаторов «КомМиссии» Хихус сказал как-то:
– Это, к сожалению, имеет очень простое экономическое обоснование. Дело в том, что рисовать комикс – длительный, сложный и трудоемкий процесс. А покупать лицензию 5-летней давности, которую уже 10 раз продали в Америке... Продают их по 5 долларов за страницу. Я не могу рисовать целый день страницу за 5 долларов, мне просто есть еще что-то надо.
При всем при том – комикс в России на подъеме. Одни действительно хотят делать комиксы. Другие хотят их читать. Голливудские фирмы совместно с российскими кинопрокатчиками проводят кампанию по рекламе комиксов. Не специально, но так уж получается.
Ситуация складывается довольно интересная – комиксы читают дети, на которых все эти Спайдермены и Бэтмены и рассчитаны, и комиксы читает молодежь с достаточно широким кругозором – достаточно широким для того, чтобы эти самые комиксы понять и оценить. И это – совсем другие комиксы. Про сумасшедшего журналиста, ввязавшегося в политические игры, про андроида из постапокалиптического будущего, про наемных убийц из Нью-Йорка... Да мало ли, про что.
Но, к сожалению, доступны они только в Интернете – и на английском языке. Или же их можно приобрести в немногих специальных магазинах, типа столичного «Панглоса», куда – в том числе по спецзаказу – привозят коллекционные комиксы из Европы. Стоят они, разумеется, не копейки.
Это существенно ограничивает круг читателей комиксов в России.
Но комиксы становятся модными. Пока этого почти не видно. Но «КомМиссия», на которую с каждым годом приходит все больше людей, это наглядно показывает. Когда-нибудь появится и настоящий русский комикс. Правда какой – еще вопрос. Смотри «закрытое письмо для своих» все того же Хихуса.