3. Комиксы придумали японцы
Внешне они очень похожи на обычных людей. Также одеваются, питаются, ходят на работу или учебу. Но время от времени они преображаются – кто еженедельно, кто всего несколько раз в год, по крупным, но лишь им одним ведомым праздникам. И вместо студента философского факультета Арсения глазам окружающих предстает Фолкен Лакур де Фанел, верховный стратег империи зла из аниме-сериала Visions of Eskaflowne. Зеленая юбка, верх из черной клеенки. Правая рука упакована в имитацию стального протеза. На плечах – широкий плащ…
Окружающие ничуть не удивляются метаморфозе. Они в этом момент и сами не в себе, а в образе еще какого-нибудь персонажа с мудреным именем и противоестественной яркостью внешнего вида. Их называют косплеерами. Это – фанаты японской мультипликации, полюбившие какого-то персонажа аниме до такой степени, что готовы потратить любые усилия на то, чтобы дотошно воспроизвести его костюм и манеры. В таком виде они появляются на фестивалях японской анимации и комикса.
Крупных аниме-фестивалей в России не так много, самые известные проводятся в Воронеже, Питере и Москве. Но, кроме массовых сборищ, в каждом городе найдется немало мелких. Как минимум раз в неделю в каком-нибудь московском или питерском клубе проводятся аниме-вечеринки, в Интернете – множество форумов…
Их удивительно много, таких как Арсений. Не все шьют себе костюмы любимых героев. Многим достаточно того, что все стены в их жилищах увешаны плакатами с изображениями большеглазых девиц с кошачьими ушами или просто в форме, напоминающей матросскую, всевозможных зелено-бурых монстров и высоких стройных молодых людей в безразмерных черных плащах. Их компьютеры забиты сканами японских комиксов-манга, а полки ломятся от дисков с аниме. В самой Японии таких людей называют отаку, «фанатики».
Если и есть в нашей стране субкультура фанатов комиксов, то это субкультура любителей манги и аниме. Именно японские, а не французские или американские комиксы нашли здесь благодарную аудиторию.
Недавно живущий в России японец Мотои Кавао – аспирант кафедры славянских языков и литературы Токийского университета – предпринял попытку исследовать российское аниме-сообщество и сравнить его с японским. Результаты он получил довольно занятные.
Добровольного исследователя поразила большая популярность в России рисованной порнографии. Японца несказанно удивило, что многих русских из аниме только хентай и интересует.
Часть японских отаку действительно помешана на порно. В фан-сообществе существует даже словцо ниджикон («двухмеpный комплекс») – так называют тех, кто больше интересуется нарисованными девушками, нежели настоящими.
Впрочем, представление о хентай в России довольно специфическое, оно сформировалось по старым аниме и отдельным рисункам, которые можно насобирать в Интернете. Между тем, в Японии уже без малого десять лет большинство поклонников рисованного порно переключились с аниме на компьютерные хентай-игры, в которых порнографический элемент зачастую сведен к минимуму. Скорей это задачка на выстраивание отношений с «мультяшной подругой».
Российские фанаты японских комиксов пользуют компьютер в других целях. Лицензированных аниме и манги в нашей стране пока мало, оригинальные издания тоже присутствуют в ограниченном количестве, недостаточном, чтобы удовлетворить спрос. И потому, отвечая на вопрос «Сколько у тебя манги», большинство говорит не о количестве сборников, а про объем, занимаемый образчиками жанра на жестком диске, или о количестве CD, забитых мангой.
Благодаря Интернету новинки доходят да русских отаку быстро. Но представление о мире манги отличается от японского. У нас довольно тяжело найти классические образцы манги, вышедшей до середины 90-х, а некоторые жанры отсутствуют в принципе: например, «бытовые» комиксы для взрослой аудитории.
И еще одно открытие сделал Мотои Кавао: в России пока очень мало поклонников отдельного жанра манги. Наши если уж фанатеют, так за японские комиксы в целом. Возможно потому, что увлечение мангой стало следствием интереса к Японии в целом. Недаром многие отаку со временем начинают серьезно изучать язык, историю и культуру Японии. Тот же Арсений Тхайнэн – как раз из таких.
НАДО СОЗДАВАТЬ ДЕТСКИЙ ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ.