В околонаучном мире бродит множество полуправдоподобных историй об изобретениях, оказавшихся слишком хорошими, чтобы крупные компании позволили им войти в нашу жизнь. Не приводя, правда, точных данных, рассказывают об упрятанной от человечества «вечной» электролампочке или о лезвии из суперкерамики, остающемся острым годами, права на которое выкупил производитель одноразовых безопасных бритв. Эти истории действительно похожи на легенды, но правда такова: некоторые патенты выкупаются у изобретателей только затем, чтобы скрыть новинку от всего остального мира, положив под сукно. Как ни странно, «укрыватели» новинок далеко не всегда оказываются тормозами прогресса. Иногда все происходит с точностью до наоборот.
Но, как известно, рукописи – и даже чертежи – не горят. Нам удалось обнаружить упоминания о некоторых купленных и «спрятанных» от человечества изобретениях. Прокомментировать их мы попросили Виктора Владимировича Чернышева, генерального директора компании «Моспатент», первого независимого патентного агентства в России.
Генератор, экономящий бензин
Изобретен электроводородный генератор, который мог бы стать отличной заменой автомобильному радиатору. Тогда как радиатор просто охлаждает работающий двигатель машины, новая разработка, основанная на разделении ионов раствора в центрифуге, использует полученное от охлаждения двигателя тепло для выработки электричества. Автомобиль ВАЗ-2106, на который был установлен экспериментальный генератор, снизил расход бензина до 4 литров на 100 км (в обычном режиме – около 9 литров на 100 км). Лицензия была выкуплена канадским концерном GenOil и благополучно положена под сукно.
В.В. Чернышев: Возможно, компания, выкупившая этот патент, – подставная. Дело в том, что сейчас все крупные автопроизводители во главе с концерном «Тойота» работают над созданием гибридного автомобиля, который ездил бы на бензине и электричестве. Если бы описанная разработка была реализована, это сильно помешало бы лидерам в этой области – они могли бы потерять значительную часть вложенных в разработку гибридного автомобиля средств.
Автомобиль на сжатом воздухе
В 2000 году на выставке в Йоханнесбурге был представлен автомобиль e.Volution, использующий в качестве топлива сжатый воздух. Было заявлено, что автомобиль может без дозаправки проехать около 200 км, развивая при этом скорость до 130 км/час, и стоимость такой поездки обойдется владельцу в 30 центов. При этом весит машина всего 700 кг, а двигатель – 35 кг. Выбросы автомобиля не опаснее углекислого газа, выделяемого при дыхании человека, двигатель можно смазывать растительным маслом, а электрическая система состоит всего лишь из двух проводов. Но громкие заявления и всеобщее ликование неожиданно сменились тишиной, и о «воздухомобиле» почти забыли. Сайт e.Volution не работает, а все влиятельные авторемонтные предприятия и нефтяные компании в один голос заявляют, что автомобиль «недоработан».
В.В. Чернышев: Я сомневаюсь в том, что патент на этот автомобиль был выкуплен и положен под сукно. Это супервысокотехнологичная конструкция, и реализуя такого рода проект, сложно «попасть в яблочко» первым же выстрелом. Наверняка автомобиль действительно недоработан.
Сверхмалая электростанция
В одном из российских НИИ в рамках конверсии был разработан малый ядерный реактор. Устройство размером с железнодорожный вагон способно обеспечивать теплом и электричеством город в 50-100 тысяч человек. Не нужно ни газа, ни мазута, ни угля, реактор стоимостью 2 млн долларов окупается за 3-4 года и работает без замены топлива в течение 25 лет. Однако этот проект был заморожен, и два уже готовых реактора реализованы не были. Более о его судьбе ничего не известно.
В.В. Чернышев: Проект, вероятно, был заморожен по нескольким причинам. Во-первых, если бы он был внедрен, это резко понизило бы доходы компаний, которые мазутом обогревают северные районы. Дабы «убрать» конкурента, эти нефтяные корпорации, возможно, дали чиновникам немалые взятки, а те предпочли «прикрыть» проект. Во-вторых, наверняка не обошлось без вмешательства «зеленых» – реактор-то хоть и малый, но ядерный.
Панацея для диабетиков
Перуанский медик Хорхе Каналес изобрел способ лечения сахарного диабета, который помог излечиться самому ученому, с детства страдавшему инсулинозависимой формой заболевания, а также нескольким десяткам добровольцев. Схема комплекса Каналеса, или сверхинсифицированной инсулинотерапии (СИИТ), основана на использовании в лечении биологически активных веществ, вырабатываемых поджелудочной железой человека. Эти вещества, введенные в кровь, стимулируют в организме выработку инсулина, и человек буквально «исцеляет себя сам». Однако крупнейший производитель инсулина фирма «Eli Lilly» выкупила патент на СИИТ сроком на двадцать лет. Теперь каждый, кто решится пропагандировать его, по закону будет привлечен к судебной ответственности.
В.В. Чернышев: Увы, это далеко не единственный случай. Опять же о диабете: российские ученые разработали форму выпуска инсулина в виде таблеток – то есть надобность в уколах отпадала. Американская компания – производитель инсулина (как выяснилось позже, подставная), выкупила этот патент якобы для того, чтобы выпускать такие таблетки, а на самом деле чтобы положить его под сукно.
Фармацевтические компании, увы, руководствуются не принципами гуманизма, а законами капитализма. Разработка каждого препарата стоит больших денег, и пока эти деньги не вернутся сторицей, новое лекарство разрабатываться не будет.
Пленка для цифрового фотоаппарата
Когда массовое производство цифровой фототехники только набирало обороты, и цифровые фотоаппараты были достаточно дороги, было объявлено об изобретении простого и относительно дешевого способа превращения обычного пленочного аппарата в цифровой. Новшество, которое назвали «цифровой пленкой», выглядело как обычная кассета на 12, 24 или 36 кадров. Кассета вставлялась в любой пленочный зеркальный фотоаппарат и могла подсоединяться к ПК, куда и скачивались фотографии. После этого «цифровую пленку» можно было использовать вновь. Однако на рынок новинка так и не вышла.
В.В. Чернышев: Конечно, компаниям, производящим цифровую фототехнику, было бы невыгодно оставлять на рынке такую «цифровую пленку». Они лет двадцать, наверное, работали над созданием цифровых фотоаппаратов – а тут предложение для обычной «механики».
Но сейчас, когда весь мир практически полностью перешел от аналогового способа хранения информации к цифровому (например, компания «Кодак» год назад объявила, что перестает выпускать пленочные фотоаппараты), «заморозка» проекта с цифровой пленкой выглядит, с моей точки зрения, положительно: ведь цифровая техника стала развиваться быстрее. Цифровая пленка тормозила бы прогресс.
НУЖНО СОЗДАВАТЬ ДЕТСКИЙ ГУСЕНИЧННЫЙ ТРАНСПОРТ.