Ежегодная церемония вручения «Оскара» — это не только парад голливудских звезд, которые демонстрируют новые сережки, колье, платья и смокинги, но и подведение итогов ушедшего года и, как следствие, определение развития кинематографа в новом году. Но главное то, что «Оскар» — это в первую очередь шоу, ведь награды можно было бы вручать и при личной встрече с актером, а победителей объявлять списком, как это было с «Золотым глобусом». И вот шоу-то в этом году у «Оскара» не получилось.
Такой скуки не было уже давным-давно. И заунывная «Falling Slowly» из фильма «Однажды», победившая в категории «Лучшая песня», вполне может послужить метафорой ко всей юбилейной церемонии. Все ключевые номинации можно было предсказать еще за пару недель до вручения наград. Кто, кроме Дэниела Дэй-Льюиса мог претендовать на «Лучшего актера»? Точно так же, как на «Лучшую мужскую роль второго плана» не было реальных претендентов, кроме Хавьера Бардема. Да и за «Лучший фильм» и «Лучшего режиссера» боролись лишь Андерсон со своей «Нефтью» и братья Коэны со «Старикам тут не место». Могла бы быть интрига в «Лучшем мультфильме», где у «Рататуя» и у «Персеполиса» вроде как были равные шансы. Но «Персеполис» — все-таки мультфильм скорее для политизированного Берлинале, чем для «Оскара», и потому победа «Рататуя» вполне очевидна. Вот и получилось, что все сюрпризы выпали на долю второстепенных номинаций. И не сказать, что эти сюрпризы оказались приятными. Непонятно, почему «Лучшие спецэффекты» достались «Золотому компасу», а не «Трансформерам». Непонятно, каким образом «Ультиматум Борна» умудрился отхватить три (!) золотых статуэтки. Точно так же смутно представляются критерии, по которым «Лучший дизайн костюмов» ушел к «Золотому веку», а не к «Суини Тодду», хотя «Золотой век» — та же «Елизавета», только с цифрой «2». Зато все понятно с отсутствием «Оскара» у «12» Михалкова — этот фильм опять-таки формата Берлинале, а не приза американской киноакадемии. И лишь две неожиданности оказались приятными: «Лучшая актриса» Марион Котияр и «Лучшая актриса второго плана» Тильда Суинтон.
Юбилейная восьмидесятая церемония вручения «Оскара» как-то неожиданно оказалась именно тем, чем она на самом деле является — корпоративной вечеринкой, мероприятием «для своих» с дежурными шутками, банкетом и предсказуемыми наградами. Хорошо еще обошлось без конкурсов «Окуни лицо в торт» или «Сядь на стул быстрее других».