Сейчас театры один за другим открывают новый сезон и, конечно же, появляются новые постановки. Среди них несколько московских премьер с пометкой «лучшие». Первая — «Человек-подушка» Кирилла Серебренникова в МХТ им. Чехова. Этот спектакль возглавляет череду премьерных постановок. В этом настоящем триллере на сцене перемешаны самые разные культурные цитаты: от Достоевского до хитового ужастика «Пила». Серебренников, как и в своих предыдущих работах «Пластилине» и «Голой пионерке», вновь решает философские вопросы с помощью эстетики массового кино и жанра «хоррор» (расчлененки и другого треша).
На конец сентября назначена премьера «Горе от ума — горе уму» в театре на Таганке в постановке легенды русского театра Юрия Любимова. Двойное название режиссер объясняет тем, что у Грибоедова изначально их было три: «Горе от ума», «Горе уму», «Горе ума», а значит игра с театральными и культурными смыслами обеспечена. В Школе драматического искусства остроумный экспериментатор Дмитрий Крымов выпустит «Корову» по Андрею Платонову, а РАМТ после двухлетних репетиций наконец-то представит «Берега утопии» по трилогии американского драматурга Тома Стоппарда о русских деятелях XIX века: Герцене, Белинском, Тургеневе и других.
В Петербурге, в Александринском театре известный польский режиссер Кристиан Люпа репетирует чеховскую «Чайку». Это второй на русской сцене, после «Бесов» Анджея Вайды в «Современнике», взгляд из Польши на ту дореволюционную Россию, которой уже нет. Лев Додин выпустит в питерском МДТ долгожданную премьеру «Жизнь и судьба» по роману Василия Гроссмана — авторский взгляд сквозь призму большой литературы на сильного и в то же время сломленного человека сталинской эпохи.
Помимо премьер к любопытной театральной разноголосице присоединятся еще как минимум пять интересных фестивалей, которые состоятся в Челябинске, Нижнем Новгороде, Улан-Удэ. Среди них, пожалуй, самые интересные — фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова в Иркутске, «Любимовка» в Москве и «Александринка» в Санкт-Петербурге. Так что если в сентябре и не случится эпохальных событий, то театральных радостей будет много — и домашних, и масштабных.