Пермский край в последнее время может всерьез претендовать на звание самого высокотехнологичного субъекта федерации. По крайней мере, все самые скандальные пермские происшествия связаны с высокими технологиями: не успело отгреметь дело Александра Поносова (сельского учителя, которого чуть было не посадили в тюрьму за использование нелицензированного софта), как героем газетных заголовок стал другой пермяк — Дмитрий Ширинкин, в недавнем прошлом пресс-секретарь областного военкомата, а теперь юрисконсульт одной из пермских компаний.
Ширинкину грозит три года колонии или денежный штраф в 200 тысяч рублей за запись в блоге. Сама запись выглядит так: «Я вчера купил пистолет. Старый ТТ с затертыми номерами. Коробку на 150 патронов. Патроны старые, на донышке выбит 64-й год, но сохранились хорошо, «маслята». Пистолет в промасленной бумаге, сегодня утром почистил, смазал жидким оружейным маслом, проверил механизм. Заряжал магазин, но стрелять не пробовал — я уверен, что и так сработает хорошо. У кого купил, не скажу. Но у продавца были еще пистолеты Макарова — две штуки. Я не взял, плохо из него стреляю, да и мощность не та, а ТТ — самое то. Я вас всех ненавижу, ненавижу Путина, ненавижу Каспарова, ненавижу «Дом-2», ненавижу метро, ненавижу российскую провинцию. Я заберу с собой два-три десятка душ». Протокол, составленный следователем прокуратуры, раскрывает дополнительные подробности этого злодеяния: «21 апреля 2007 г. около 22 часов 10 минут Ширинкин Д. В. находился у себя дома по адресу (...), где у него возник преступный умысел, направленный на заведомо ложное сообщение об акте терроризма. В осуществление своего преступного умысла Ширинкин Д. В., понимая, что его действия носят заведомо ложный характер, представляют общественную опасность, которая выражается в нарушении нормализации работы государственных органов и учреждений, а также прав и интересов отдельных граждан, из личных побуждений в тот же день, 21.04.07, около 22 часов 10 минут, находясь у себя дома по вышеуказанному адресу, использовав компьютерную технику, в сети Интернет через программу «Семаджик» отправил на американский сайт www.tetraox.livejournal.com» заведомо ложное сообщение об опасности гибели людей».
Пост в ЖЖ о том, что он всех ненавидит, Ширинкин стер сразу же, после того как малозаметный в парламенте, зато скандально знаменитый в ЖЖ депутат Алкснис оставил в блоге Ширинкина комментарий с угрозой привлечь его к уголовной ответственности. Кроме того, блоггер Ширинкин написал новый пост, в котором постарался объяснить, что его слова о купленном пистолете и о ненависти к окружающим не стоит воспринимать буквально, просто он таким образом хотел выразить свое отношение «к маньякам, расстреливающим людей» и персонально к «вирджинскому стрелку», как раз в те дни пойманному в Америке. Но государственная машина весьма неповоротлива. Уже маячит на горизонте двести седьмая статья УК РФ («Заведомо ложное сообщение об акте терроризма»). Что делать?
Ширинкин воспользовался единственным имеющимся в его распоряжении оружием — собственным дневником, в котором рассказал о своих злоключениях и попросил своих читателей ему помочь. Сотни сочувственных комментариев и ссылок вывели блог Ширинкина на лидирующие позиции в рейтинге «Яндекса», и даже сам Антон Носик посвятил Ширинкину несколько сочувственных постов у себя в дневнике. Кроме того, за делом Ширинкина начали следить федеральные СМИ (которые, как известно, полностью укомплектованы ЖЖ-юзерами, любящими добывать новости именно из ЖЖ — это очень удобно и просто). В считанные дни блоггер Ширинкин стал настоящей медиафигурой.
Это его, вероятнее всего, и спасет — точно так же, как в свое время блоггерская активность и медийный резонанс спасали Александру Иванникову, зарезавшую таксиста, защищаясь от домогательств, Антонину Федорову, абсурдно обвиняемую в покушении на собственную дочь, Олега Щербинского, которого чуть было не посадили за ДТП с участием губернатора Евдокимова, или того же Александра Поносова, который теперь настолько популярен, что вполне может сниматься в рекламных роликах Microsoft. Скорее всего за блоггера Ширинкина беспокоиться уже не надо — признать его виновным пермский суд вряд ли посмеет (а если посмеет, то очень об этом пожалеет). Но все-таки трудно считать нормальной ситуацию, при которой для спасения безобидного блоггера от тюрьмы требуется вмешательство как минимум «гражданского общества». В жизни каждого человека, ведущего дневник в Интернете, хоть раз был момент, когда по каким-то причинам приходилось разжигать межнациональную («учи албанский»), классовую («сдохни, нищеброд»), религиозную («культ Петросяна») или еще какую-нибудь («всех этих людей надо убить») рознь или даже оставлять заведомо ложные сообщения об угрозе терроризма («водка скоро подорожает и исчезнет с прилавков, а власти скрывают»). Иными словами, любой блоггер ходит под статьей — и то, как долго он еще будет оставаться на свободе, зависит исключительно от технической подкованности сотрудников спецслужб и прокуратур. Очевидно, что ситуация выглядит так прежде всего потому, что не существует никаких признаваемых государством правил блоггерской деятельности. При этом если такие правила, не дай бог, откуда-нибудь возникнут, свободы в Интернете сразу станет на порядок меньше, чем теперь, ну и вообще атмосфера изменится, потому что одно дело заниматься тем, «чем можно», и совсем другое — «чем нельзя». Так что и государственные правила — это не выход.
Нынешнее состояние блогосферы — нормальная ситуация дикого Запада, когда сила и правота определяется только личными качествами блоггера, а не статьями закона.
А пройдет сто или хотя бы пятьдесят лет, у нынешних блоггеров вырастут дети и внуки, окончат университеты, приобретут хорошие манеры и какое-никакое представление о добре и зле — вот, может быть, тогда блогосфера будет отличаться от того, что есть теперь, так же, как современные городки американского Запада отличаются от самих себя столетней давности.
НАДО СОЗДАВАТЬ ДЕТСКИЙ ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ.