— Здравствуйте. Молодежная газета и все такое. У вас нет ощущения, что на Чижа сейчас ходят как на некий ископаемый артефакт?
— Привет. Да хотя бы и так. Лучше приходить и слушать мой старенький псевдоблюз, чтобы когда-нибудь, если хватит мозгов, дорасти до настоящего блюза, чем смотреть по ящику на пластмассу. Вообще не понимаю, для чего им микрофон — дали бы уж лучше сразу то, что они привыкли в руках держать и благодаря чему на сцену вылезли. Артисты ведь, если задуматься, несут во многом образовательную и культурную функцию: «Чиж и К°», допустим, морщат мозг и размышляют о жизни, пытаются приобщить молодежь к интеллектуальным стилям музыки. А эта херня чему может научить — как правильно в рот брать и жопу вазелином мазать?
— Так, может быть, блюз и вовсе отмирает за ненадобностью? Ведь эти самые пластмассовые сейчас намного востребованнее…
— Ага, с идиотами у нас всегда был полный порядок… Блюз, конечно, не умер, хотя с ним сейчас действительно происходят некие пертурбации. Смотри, в чем дело: можно ли сказать, что умер вальс? Конечно, нет — миллионы людей по всему миру играют и танцуют вальс. Но вальс сейчас привилегированный танец, и на дискотеке его хрен станцуешь. Туда же медленно, но верно перебираются и блюз с джазом. Изначально-то они были самым что ни на есть народным искусством — по кабакам играли. А теперь со всей этой фабрикой-х*ябрикой на фоне кретинизации общества блюз становится музыкой высших сфер.
— На концерте я наблюдал толстых дяденек в пиджаках, которые потягивают кальян и изредка взглядывают в направлении сцены… Вы не об этих «высших сферах»?
— Я ведь когда слушаю дома Deep Purple, не стою перед магнитофоном навытяжку, а лежу на диване и пью пиво. Так же и здесь. Каждый дрочит как хочет, а мы играем и для тех, и для этих. Двадцать лет назад я, скорее всего, испытал бы дикое чувство протеста по поводу этой ситуации и стал бы ругаться матом в микрофон, но сейчас… Все протесты в музыке всегда приводят к одному и тому же: протест становится модным, а раз он становится модным, то на него приходит много людей, а раз так, то можно билеты подороже продавать, а раз билеты подороже, то музыканты получают побольше и — пи*дец-пи*дец-пи*дец — ты уже по ту сторону баррикад потягиваешь кальян, а кто-то новый начинает протестовать теперь уже и против тебя...
— А вы готовы к тому, что молодые придут вам на смену?
— Нет, ну зачем же сразу на смену? Можно где-нибудь рядом… А вообще, я недавно услышал какой-то левый сборник эмо-панка, пластинка начиналась с группы [Amatory] (см. «Re:Акция» № 12), так эти ребята меня по-настоящему вперли. Я вообще в принципе люблю тяжеляк, и мне кажется, что в новом молодом исполнении, если не за*рать и не про*рать идею, эти эмо смогут сказать своей музыкой что-то интересное… Может быть.
— А что ж так осторожно, с таким скепсисом?..
— А чтоб не сглазить. Понимаешь, у вашего поколения пропало одно очень важное чувство — чувство новизны и неподдельности происходящего. Раньше ведь как было: ты полгода копишь семьдесят рублей — безумные деньги! — идешь в специальное запрещенное место, «на сходку», и покупаешь там у барыги всю такую таинственную, не от мира сего, даже пахнущую как-то необычно пластинку группы Slade. Несешь ее домой огородами, чтобы не дай бог гопники не напали и не отняли, а дома шифруешься от родителей, чтобы те с криком «Опять приволок какое-то г*вно!» не выкинули. И когда все это вокруг тебя происходит, ты испытываешь пронзительное ощущение реальности происходящего. А сейчас вы можете залезть в Интернет, скачать все, что захотелось, — и вот тебе ответы на все вопросы и незачем рвать ж*пу на британский флаг. Ваше поколение менее подвижное и не такое сумасшедшее, как было наше. Это, наверное, не плохо — у Бога ведь на все свои причины, но мне очень жаль, что вам не довелось испытать этого чувства «чистого листа», когда все, что с тобой происходит, немедленно становится частью истории.
Кстати, я считаю, что это все вернется, но уже на каком-то более экстремальном витке. Было бы интересно посмотреть, что же за пи*дец будет тогда твориться в стране и в головах людей.
— А найдется ли в этом новом витке место для вашей музыки? Или тогда уж точно «молодая шпана сотрет нас с лица земли»?
— Думаю, и тогда найдется. Детства в мозгах еще сколько угодно — после концерта ко мне в одинаковой пропорции ломятся и мужики с бухлом, и девчонки с поцелуйчиками. И, ты знаешь, не то чтобы я разъ*бай и не то чтобы долбо*б, а просто таким уродился, что мне все это в дикий кайф. Так что мы еще побарахтаемся. Нас хрен сотрешь.
Чижизненный путь
Сергей Чиж Чиграков родился 6 февраля 1961 года в городе Дзержинске. Там же окончил музыкальную школу и музучилище. Работая учителем пения, Чиж успевал писать песни для своей первой группы «Разные люди». Затем, в 1994 году, он решает перебраться в Петербург, где собирает «Чиж и К°». С тех пор Чиграков записывает альбомы, обреченные становиться народными.
Кроме сольной деятельности Чиж участвует в совместных проектах. А.Ф. Скляр, Александр Чернецкий, «АукцЫон», «Чайф», «Разные люди», «Гражданская оборона», «Аквариум», «Крематорий», «Калинов мост», Дюша Романов, «Секрет», «СерьГа», Павел Михайленко — вот далеко не полный список людей и групп, с которыми Чиж играл или которым посвящал трибьюты.
Дискография
«Чиж» (1993)
© С. Чиграков, 1993
(p) Solyd Records, 1995
«Live» (1994)
© Чиж & Co., 1994
(p) Solyd Records, 1994
«Перекресток» (1994)
© Чиж & Co., 1994
(p) Solyd Records, 1995
«О любви» (1995)
© Чиж & Cо., 1995
(p) Solyd Records & студия «СОЮЗ», 1995
«Greatest Hits» (1995)
© Чиж & Co., 1995
(p) Solyd Records, 1995
«Эрогенная зона» (1996)
© Чиж & Co., 1996
© Russian Compact disc, 1994 (9)
(p) Solyd Records, 1996
«Полонез» (1996)
© С. Чиграков, 1996
© Чиж & Co., 1996
(p) студия «СОЮЗ», 1996
«Бомбардировщики» (1997)
© Чиж & Co., Solyd Records, 1997
(p) студия «СОЮЗ», 1997
«Новый Иерусалим» (1998)
© Чиж & Co., 1998
(p) Solyd Records, 1998
«В 20:00 по Гринвичу» (1999)
© Чиж & Co., 1999
(p) Solyd Records, 1999
«Нечего терять» (1999)
© Чиж & Co., 1999
(p) Solyd Records, 1999
«Гайдном буду!» (2001)
© Сергей Чиграков, 2001
Поэты живут и должны оставаться живыми…
«Мне не нужны ударения или красивые фразы, слова — преступления, поэты — пид*расы!» — выразилась пару лет назад группа «Психея». В принципе это универсальный ответ на вопрос, почему музыканты вроде Чижа воспринимаются нами сейчас как нечто отжившее и не отвечающее чаяньям времени. Тот, кто десять лет назад был любителем жидкости номер 0, танцевал менуэт и исполнял блюзы для байкерши Валентины, остался далеко за кормой нашего ультрасовременного корабля. Но скажите мне, кто из вас не орал под гитару «Мой фантом стрелою белой…» или не грустил под меланхоличный перебор «Полонеза»? Признайтесь, что каждый, за очень редкими и безмозглыми исключениями.
Есть еще одна вещь, которую гораздо сложнее признать: самим нам создать подобные народные песни попросту слабо! Мы можем успешно утопить все «фуфло десятилетней давности» в собственной харкотине или соплях и остаться на пепелище. Также мы можем принять мир из папиного кошелька. Мы можем все из того, что нам сейчас дозволено, но выйти за эту грань — никогда. Именно поэтому у нас сейчас нет групп, которые на своей современной волне смогли бы соперничать с «Чиж и К°». Для музыки придуманы рамки, в которые мы с удовольствием влезли, чтобы из этого теплого и благополучного мирка с кондиционером лажать «старичков». А они перестают писать песни, если эти песни нам не нужны. Чиж, например, уже шесть лет как не выпускал новых собственных альбомов. Посредством своего нигилизма мы не расчищаем место для будущих свершений, а лишаемся тех мозгов, которые в нас пытались вложить предыдущие поколения музыкантов. Если так и дальше пойдет, то стебаться вскоре будут над нами...